Опубликовано Оставить комментарий

Ирина Позднякова. Эмиграция: плакать нельзя.

Эмиграция: плакать нельзя

Депрессия в иммиграции: причины, симптомы, помощь. Психическая кривая иммиграции.

Каждый день мы читаем заметки об эмигрантах, уехавших в разные страны в поисках лучшей жизни. Они преодолевают множество препятствий и барьеров, чтобы оказаться в другой стране, однако это преодоление делает их уязвимыми для психологических проблем и психических заболеваний.
В эмиграции существует некий запрет на переживание, на страдание, как правило, люди переезжают в экономически более благополучную страну, где быть несчастным не положено. Срабатывает тот же механизм, что и при эндогенной депрессии – внешних факторов страдания нет, но само страдание есть, но вы не имеете на них морального права, а значит, страдание усугубляется. Если вы переезжаете в страну своей мечты, в страну, путешествие в которую для многих является синонимом рая – как вы посмеете признаться и себе, и окружающим, что тебе здесь плохо?
Существует понятие синдрома мигранта, состояние, известное как синдром Улисса (греческого героя, перенесшего трудности и опасности вдали от своих близких), встречающееся у людей, страдающих от изоляции и хронического стресса, которым является постоянная необходимость перестраивать свою жизнь после переезда.
Симптомами синдрома Улисса являются нижеперечисленные состояния:
Чувство изоляции: разлука с близкими может привести к одиночеству в самые трудные моменты, а именно к ощущению отсутствия места или подходящих людей поблизости, возникает ощущение эмоциональной невыносимой эмоциональной пустоты.
Грусть, ностальгия обычно являются одним из самых распространенных чувств у эмигрантов, которые наряду со страхами и беспокойством, вызывают мысли о беспомощности и бесполезности и провоцируют низкую самооценку.
Чувство вины: переехавший чувствует себя виноватым за свой переезд перед родными и близкими. В ситуациях, когда человек не в силах справится с психологическим дискомфортом, может возникнуть депрессия, в том числе с суицидальным синдромом.
Разочарование: человек склонен видеть, что он достиг совсем другого, чем ожидалось, и может испытывать недовольство своим новым «домом», ожидаемые мечты не сбываются, амбиции оказываются больших их реализации в реальности. В процессе эмиграции можно условно выделить три варианта адаптации к новой стране, аккультурации:
Отрицание родной культуры, начало жизни с чистого листа. Человек говорит или стремится говорить только на языке новой страны, не общается с бывшими соотечественниками, полностью погружается в новую культуру;
Отрицание новой культуры, изоляция от внешнего мира. Человек старается вести тот же образ жизни, что и в родной стране: покупает продукты в «своих» магазинах, предпочитает только телеканалы и книги на родном языке, не стремится выучить новый язык, общается исключительно с соотечественниками, или, за их неимением, предпочитает общение по интернету. По сути это является избеганием ситуаций, несущий психологический дискомфорт.
Интеграция: человек стремится сохранить культуру родной страны, одновременно ассимилируя новую, так происходит гибридизация культуры. При этом важно понимать, что от каких-то ценностей человеку все же приходится отказываться, важно, чтобы это не затрагивало ядро его идентичности и не вступало в противоречие между собой.
Два первых варианта, отрицание новой культуры или же отрицание прежней, могут чередоваться. Например, человек, переехавший в другую страну, с удовольствием погружается в новый для себя образ жизни, но через некоторое время испытывает разочарование, столкнувшись с несоответствием своих ожиданий и полученного результата и делает возврат к своей прежней культуре, уходя в отрицание новой культуры.
Процесс же интеграции в новую культуру, несмотря на свои преимущества, труден, ибо требует больших психологических ресурсов. Существует риск маргинализации, когда человек начинает существовать вне каких-либо систем ценностей, что ведет к повышению его тревожности и неуверенности в завтрашнем дне.
Внутренние конфликты, психологические проблемы эмигрантов заставляют их прибегать к психологической помощи, которая не всегда однозначна, ведь, как правило, эта помощь оказывается специалистами новой страны, которые не могут знать культурной специфики эмигранта. Не встретив понимание у такого специалиста, эмигрант, как правило, не возвращается на прием, что усиливает хронический стресс, связанный с аккультурацией.
Тем не менее, своевременная психологическая помощь может оказать эмигранту поддержку, чтобы справиться с синдромом Улисса и построить свою идентичность в условиях новой страны, важно распознать эти симптомы и обратиться за помощью.
psychologyjournal.ru
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *