Почему мы уезжаем в другую страну? Или мы уезжаем зачем? В поисках работы и лучшей жизни? Чтобы создать семью и родить детей? Убегая от ужасов войны и увозя от них семью? Каждый из нас делает свой выбор на основании индивидуального комплекса факторов, которые впоследствии отразятся и на процессе интеграции. Но независимо от того, что и как привело нас на новое место жительства и каким образом будет налаживаться наша жизнь, этапы адаптации и переживаемые ощущения будут во многом схожими. Какими?
Начнем со времени до переезда. У каждого есть своя доэмиграционная жизнь, в которой радости сменялись горестями и победы чередовались с поражениями. Если эмиграция происходит уже во взрослом возрасте, то мы можем говорить о том, что практически у каждого человека на родине остаются место рождения, дом и работа, родные, близкие, друзья, коллеги. Мы уезжаем, вывозя с собой солидный багаж знаний, навыков и жизненного опыта, полученное образование, усвоенные культурные стереотипы и индивидуальные модели поведения, которые могут либо помогать нам в новой стране, либо стать бесполезными, либо даже мешать.
Принимая решение об эмиграции, думаем ли мы о том, что предстоящие нам изменения будут носить действительно фундаментальный характер и какие трудности встретятся нам на пути? Наша жизнь может измениться целиком и полностью так, как мы даже и не предполагаем, даже несмотря на то, что мы переезжаем в соседнюю страну с близкими климатическими условиями и похожим образом жизни. Что уж говорить о том, если избранная цель находится на другом конце земного шара! Перед нами действительно непростой путь – и физически, и материально, и интеллектуально, но главное, психически. И чем больше геофизических и культурных различий между старой и новой странами, тем, надо думать, движение будет сложнее.
Необходимо сказать, что только малая часть мигрантов может заранее предвидеть и подготовиться к тому, насколько сложным окажется вживание в новую культуру. Стресс, проявляющийся тревожностью и подавленностью, — естественная реакция на смену культуры и окружения. Иногда все может казаться непонятным и сложным, и тогда возникает ощущение безнадежности. Многое на пути может пугать и расстраивать, но важно помнить, что подобные мысли и чувства переживают многие оказавшиеся в подобных обстоятельствах и, несмотря на это, справляются с возникающими проблемами достаточно хорошо. И после трудных периодов возвращается хорошее самочувствие, обретается свое место под новым солнцем, и человек интегрируется. Интеграция означает то, что иммигрант обрел равновесие и жизнеспособность в новой стране.
Все переживания будут предельно индивидуальны, и на течение процесса в целом будут оказывать свое влияние пол, возраст, пережитый опыт, вероисповедание, воспитание и образование, этническая культура, причины эмиграции, травматические события, наличие семьи и социальной поддержки, миграционные перипетии, бытовые трудности и другие факторы. Плюс, как мы уже сказали, взрослый человек оставляет за плечами достаточно солидную часть своей жизни, и любой опыт эмиграции всегда будет связан с теми или иными по тяжести потерями – дом, работа, близкие, друзья… Кто-то расстается с прошлым легко, кто-то переживает как невосполнимую утрату, которая будет болезненно аукаться еще долгие годы. Надо думать, что особенно тяжело эти явления будут переживаться теми, кто беженцами уезжает из своей страны по воле катастрофических обстоятельств, но и обычные мигранты часто сталкиваются с подобными тяжелыми переживаниями.
В отличие от бытовых мигрантов, которые часто имеют возможность не только пропланировать свое будущее в новой стране, подготовиться к нему, собраться, организовать свои дела и попрощаться с близкими, беженцы часто вынуждены покидать родину под угрозой жизни, тайком, второпях, без вещей и близких, они даже не знают, как долог и опасен будет их путь и в какой стране они окажутся, примет ли их она. Чтобы выжить в часто нечеловеческих условиях, беженец вынужден заморозить свои чувства, вытеснить из сознания тяжелые переживания и волнения. Поэтому и адаптация в таких случаях может затягиваться дольше среднего и быть весьма болезненной.
OVI_immigrazia_26_5_2016
Но вот человек оказывается в новой стране, и период адаптации часто начинается с так называемого «медового месяца», когда все вокруг кажется просто замечательным и будущее представляется радужно-прекрасным. Вновь приехавший будто водружает на нос розовые очки и не устает радоваться тому, как вокруг все прекрасно, чисто, удобно, заботливо, вкусно, спокойно. Неофит переживает эйфорию и полон счастливых ожиданий и надежд. Разница культур его не смущает, наоборот, ему все интересно. Энтузиазм хлещет через край: вот сейчас я устроюсь, получу квартиру, выучу язык, найду работу, дети пойдут в школу, появятся друзья – эх, заживем! Человек склонен игнорировать даже объективные проблемы, ища во всем подтверждения правильности своего выбора, и все кажется простым и добрым, ведь он такой замечательный и уже столько всего преодолел.
Надо заметить, что у переживших травматический опыт этот этап, напротив, во многом напоминает депрессивный ступор, но и они могут переживать при этом чувства облегчения, покоя, безопасности и благодарности.
Медовый месяц может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет – обычно до первой серьезной неудачи или проблемы, которая вызовет сильные разочарование, отчаяние или стресс. Наступает время шоковой фазы, которую часто характеризуют словами «культурный шок». Вот когда сидевшие на носу розовые очки разбиваются вдребезги. Человек вдруг начинает ясно видеть все проблемы и негативы новой страны, которых не хотел замечать ранее. Тут плохо и трудно буквально все – трудно найти работу, квартиры и все вообще непомерно дорого, язык ногу-сломаешь и никогда-в-жизни-не-выучишь, соседи не здороваются, соотечественники воротят нос, зима шесть месяцев в году. Старая родина вдруг превращается в сосредоточение всего самого лучшего, что было в его жизни. Для таких переживаний есть финская пословица ”Oma maa mansikka, muu maa mustikka” (Своя сторона – клубника, чужая – черника), русские же говорят более прямолинейно «Родная сторона – мать, чужая — мачеха». Иммигрант может чувствовать себя преданным, обиженным, одиноким, разочарованным, и в который раз задаваться вопросами «Зачем я сюда приехал? Правильно ли я поступил?»
За шоковой наступает фаза реакции, во время которой человек продолжает падать в яму депрессии. Нестабильность настоящего и неопределенность будущего способствуют развитию хронического стресса. В новых условиях каждое событие требует повышенных внимания и концентрации, что буквально высасывает все силы. Трудностей вдруг становится так много, что человек буквально теряется, хотя раньше ему были под силу и не такие задачи, а разочарование еще и в себе только усугубляет ситуацию.
Все это может вызывать чувства настолько сильные и пугающие, что человек реально начинает думать, что он сходит с ума. Тем не менее, надо осознавать, что, с одной стороны, эти переживания предельно индивидуальны, а с другой — являются нормальной частью адаптационного процесса.
Перечислим возможные симптомы:

  • раздражение, горечь, озлобление, гнев, агрессивность,
  • усталость, бессилие, безнадежность, отчаяние,
  • страхи и подозрительность,
  • сильное чувство вины и самообвинения,
  • бессонница и ночные кошмары,
  • проблемы с памятью и концентрацией внимания, трудности в обучении,
  • головные боли, расстройства кишечного тракта, сердечно-сосудистые симптомы, боли неизвестного генеза, обострения хронических заболеваний, психосоматические болезни,
  • пассивность или, наоборот, гиперактивность в решении своих проблем: человек может либо говорить, что он абсолютно ни на что не способен, либо постоянно бороться за продвижение своих дел.

Происходящее может переживаться весьма трагично вплоть до мыслей о самоубийстве, но уже одно знание того, что все эти симптомы нормальны для переживаемого этапа, который скоро закончится, обычно облегчает общее состояние. Фазу реакции нужно просто пережить, возможно, обратившись за помощью к профессионалам-психологам, в противном случае дальнейшее усугубление подобных переживаний может привести к серьезному психическому кризису и клинической депрессии.
Тут хорошо помнить и о том, что не все переживаемые трудности вызваны исключительно иммиграционными процессами, просто в стрессовых ситуациях обостряются все негативные черты и проблемные места личности. В частности, именно в это время могут усугубляться, к примеру, хронические болезни или семейные кризисы, которые раньше находились в латентном состоянии.
Но потихоньку иммигрант, утвердившись в своем выборе и продолжая осваиваться на новом месте, начинает восстанавливать и свое психическое равновесие. Наступает период восстановления. Небо над головой проясняется, и все вокруг приобретает свои обычные краски. Будущее уже не кажется таким беспросветным, можно начинать строить новые планы. Возвращается вера в себя и в то, что, если приложить достаточно усилий, все в итоге наладится.
Может пройти много времени, прежде чем миграционные трансформации перестанут угнетать. Может также оказаться большим сюрпризом то, что, к примеру, при новых возникающих трудностях или проблемах, происходящих на родине, тяжелые переживания могут вернуться с новой силой, и человек опять скатывается в депрессию, правда, не такую длительную, потому что путь уже однажды пройден. Тем не менее, переживания могут быть тем сильнее, чем дальше мигрант уехал от своей родины и чем реже у него есть возможность ее навещать.
Основным чувством на данном этапе может быть грусть, воспринимаемая часто как тоска по родине. Эта грусть естественна и практически неизбежна. И важно дать себе время и научиться грустить. Важно научиться отпускать прошлое, чтобы получить возможность строить новое будущее. Только оплакав потери и горести, можно по-настоящему смириться с настоящим. Проживание горя – показатель того, что ты можешь двигаться дальше. История жизни и память человека преобразовались в опыт и знания.
Этап ориентации в будущее возвращает человеку повседневные радости и горести обычной жизни. Освоившийся на новом месте уже может трезво говорить о положительных и отрицательных сторонах иммиграции. Он в той или иной степени владеет обеими своими культурами – старой и новой – и может достаточно свободно ориентироваться и действовать в обеих, что обогащает его жизнь. Он адаптировался в своей новой жизни и обрел равновесие.
Тем не менее, трудности адаптационного процесса иногда могут провоцировать серьезный психический кризис, под которым мы понимаем ситуацию, когда плохое самочувствие затягивается надолго и собственных ресурсов человека не хватает для того, чтобы справиться с трудностями. Травматические переживания могут значительно усугубить его течение. В таких случаях рекомендуется безотлагательно обращаться за профессиональной психологической помощью, и в этом нет ничего постыдного. Как правило, своевременное обращение к специалисту помогает решить проблему в короткие сроки и предупредить развитие психического расстройства и попытку самоубийства.

Как помочь себе?

  • Запасись реалистичными ожиданиями в отношении новой страны и ее жителей.
  • Горюй по прошлому, но смотри в будущее.
  • Сосредоточься на современном моменте, даже если планируешь переезд дальше или возвращение.
  • Направь свое внимание, прежде всего, на решение бытовых проблем.
  • Осваивайся в новой культуре, определяй свои новые роли и избегай конфликтов.
  • Читай книги и смотри фильмы, рассказывающие об иммиграции, учись понимать, что с тобой происходит.
  • Учи язык, получай образование и ищи работу.
  • Ставь перед собой реальные цели и иди к ним маленькими шажками.
  • Заботься о режиме дня и здоровом образе жизни.
  • Начни знакомство с новой страной с ближайшего окружения.
  • Найди себе подходящее интересное хобби.
  • Участвуй в различных мероприятиях и общественных работах.
  • Наслаждайся едой, занимайся физкультурой, не забывай отдыхать.
  • Общайся с близкими, друзьями, родственниками и людьми в социальных сетях.
  • Помни, что твои чувства и реакции нормальны для определенных этапов адаптации.
  • При ухудшении самочувствия не бойся обратиться к специалисту-психологу.
  • Читай теоретические материалы о процессе иммиграции, например, на сайте http://www.mielenterveysseura.fi/

Как можно помочь близкому?

  • Слушай, не обвиняя.
  • Поддерживай, не поучая.
  • Делись своим опытом.
  • Помогай в быту.
  • Выполняй просьбы.
  • Находи информацию.
  • Составляй компанию.
  • При необходимости помоги обратиться к специалисту-психологу.

Ольга Юнтунен
По материалам Финляндского Общества психического здоровья.

***
В первую очередь необходимо разграничить адаптацию «статическую» и «динамическую». Статическая адаптация – это приспособление, при котором характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек. Примером статической адаптации может быть переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к способу европейскому, с помощью ножа и вилки. Китаец, приехав в Америку, приспосабливается к общепринятому в Америке способу приема пищи, но такая адаптация вряд ли станет причиной изменения его личности: у него не появятся новые стремления, черты характера.
Примером динамической адаптации может быть случай, когда ребенок подчиняется строгому, суровому отцу; он очень сильно боится отца и страшится поступать иначе, ребенок становится «послушным». Во время приспособления к такой неизбежной ситуации в его личности не могут не происходить изменения.
Помимо вопроса о том, какая адаптация имеет место в том или ином случае, необходимо ответить и на другие вопросы: что именно заставляет людей приспосабливаться почти к любым, хоть сколь-нибудь приемлемым условиям жизни, и где предел этой приспособляемости?
Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. – Мн: ООО Попурри, 1998. С.30-32.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *