Этой лекцией мы открываем рубрику «Психологические техники Востока». Цель данной рубрики – ознакомить специалистов, работающих в области человеческой психики с деятельностью их восточных коллег и собратьев, не только обзорно, но и в деталях.
Мы должны понимать, что западная психология испытала значительное влияние восточной психологии. В трудах известных психологов, в частности Юнга, Маслоу и Фромма, явно заметно влияние восточной психологии. Основные идеи начали проникать на Запад еще в период античности. То есть, зерна, посеянные много веков назад, дали всходы. Без восточной психологии не было бы западной в том виде, в котором она существует сегодня. Но техники западной психологии значительно отличаются от техник восточной.
Давайте посмотрим, в чем восточные психотехники отличаются от западных. В первую очередь, восточные психотехники работают исключительно в практическом ключе, там нет излишнего теоретизирования, и как следствие, они куда более эффективны. Не говоря уже о том, что они испокон века служили инструментом развития человека до абсолютно недостижимого (и невиданного) на Западе уровня.
В отличие от западных психотехник, аналогичные техники на Востоке (Ближний и Дальний Восток, Средняя Азия) позволяли увеличить активный срок жизни на несколько десятилетий. Адепты таких методов очень часто достигали возраста в сто и более лет, полностью сохраняя физические возможности, ясность ума и даже способность к воспроизводству потомства. Они могли управлять гладкой мускулатурой тела и даже воздействовать на сердечную мышцу, ускоряя или замедляя темп сердцебиения (и даже останавливая и вновь запуская сердце) – феномен, необъяснимый с точки зрения западной медицины и физиологии, согласно которым человек может сознательно управлять только скелетной мускулатурой. Контроль над метаболическими процессами организма тоже входит в перечень того что адепты восточных психотехник владеют в полной мере. Достижение подобных результатов основывается на выходе за пределы пятичувственного восприятия, на работе с внутренней энергией, и на специфической тренировке центральной и периферической нервных систем.
О техниках йоги и дзен-буддизма написано достаточно. Что же касается информации о даосской и суфийской психологии, тут ситуация оставляет желать лучшего. Эта рубрика, помимо всего прочего, также имеет своей целью восполнить информационные пробелы в этих областях.
Одновременно изучая и практикуя даосизм, автор этих строк провел около двадцати лет в нескольких суфийских орденах (Накшбанди, Кадири-Рифаи и был некоторое время ассоциирован с орденом Ниматуллахийя), и имел счастливую возможнось ознакомиться с этими техниками, так сказать, из первых рук. Эти техники будут представлены во всех подробностях.
Современный западный специалист, работающий в области человеческой психики (психологи, психотерапевты, психиатры и т.д.), всегда ограничен определенными правилами, справочниками, протоколами и тому подобным. Но самое главное – такой специалист ограничен строго интеллектуальным подходом к проблемам своего пациента. Все, что лежит за пределами такого подхода, мягко говоря, не приветствуется.
Автору нередко приходится слышать от дипломированных специалистов что все, что не укладывается в эти довольно жесткие рамки, является всякого рода «экстрасенсорикой» «эзотерическим мусором» и прочим «шаманизмом». Отлично. Давайте остановимся на минутку и вспомним слова великого Карла Юнга: «Мы, европейцы, всего лишь полуостров на азиатском материке, населенном древними цивилизациями, представители которых тысячелетиями упражнялись в психологической интроспекции, тогда как мы занялись психологией даже не вчера, а сегодня утром. Эти люди достигли фантастических прозрений…». Хотелость бы добавить: и не будем пожалуйста забывать что все великие пророки человечества родились по ту сторону Нила…
Высокомерие западных психологов и психотерапевтов легко объяснимо: во-первых, людям всегда было свойственно огульно шельмовать то, что они не понимали. Так всегда было и так всегда будет. С другой стороны, нередкие попытки понять другую сторону оборачивались проблемами; ведь чтобы понять и принять метод восточных психотехник, нужно отказаться от многих вещей, в первую очередь от вреднейшей привычки разрабатывать все по отношению к самому себе; вторым номером идет стремление интеллектуально интерпретировать и понять проблему или феномен.
К сожалению, интеллектуальный подход работает не всегда. Чтобы объективно познать систему, надо выйти за ее пределы. Находясь внутри системы, мы можем понять ее только отчасти, субъективно. А просто взять и признать превосходство и действенность методов восточных психотехник не позволяют амбиции – это совсем не то, что они изучали, не то, что они применяли, и не по таким темам защищали диссертации. Для них это – явное унижение, а свое унижение человек продает очень дорого. Это сродни высокомерно-враждебному отношению представителя официальной медицины на Западе к своему собрату из области натуральной медицины.
У медиков положение сложнее. Тут уж ничего не поделаешь: современная модель западной медицины заточена на фармацевтику, и кроме таблеток, хирургии и радиологии (за редким исключением) других методов не признает и не предлагает, потому что другие методики просто в эту модель не вписываются. Тут бизнес твердо взял верх над идеей помощи людям. Немаловажную роль тут еще конечно, играет отсутствие систематизированной и исчерпывающей информации по данной теме.
Перейдем непосредственно к теме.
Древние шаманы были первыми, кто проложил дорогу в другую реальность. Фактически, они были первыми психотерапевтами, кто заложил основы техники работы с человеческой психикой. Эти техники уходят в глубину тысячелетий; есть веские основания предполагать что инициация, погружение в оригинальное состояние и другие психотехники, уходят корнями в верхний палеолит; шаманы были посредниками между соплеменниками и внешним миром, а также миром чистых энергий.
С помощью осознанных сновидений и трансовых состояний, а также искусным применением определенных снадобий, вызывающих измененное состояние сознания, они помогали людям избавляться от самых разнообразных хворей, а также оберегали жизнь и благополучие членов своей общины.
Древнее знание шаманов с течением времени было воспринято другими культурами и послужило основой становления многих методов духовного развития. Даосские психотехники основаны как раз на шаманских методах. Суфийское целительство также испытало на себе сильное влияние шаманской медицины, особенно суфизм северного направления (Центральная Азия, Поволжье и Приуралье)
Этот огромный пласт знаний, известный только очень ограниченному количеству профессионалов или практиков этих направлений, и бывший до сих пор невостребованным, сегодня нужен как никогда. Основной упор в этих системах делается на практическую работу с аннигиляцией ложной, деструктивной личности, или эго.
Это и составляет стержень того, чем занимался Карл Густав Юнг. Только техники даосской и суфийской «дефрагментации личности» намного более прямолинейны, они лишены излишнего западного интеллектуализма и результат достигается не в пример быстрее.
Несмотря на кажущееся внешнее различие, методы даосской и суфийской психологии в своей основе идентичны. Например, даосское действо основано на принципе недеяния – У-Вэй. Этот принцип четко выражен в суфийских техниках ордена Накшбанди «Назар Ба Кадам» (Контроль за своими действиями» и «Баз Гашт» (Воздержание от необдуманного») — это практика терпения, сдерживания себя от импульсивных поступков и выжидание наиболее благоприятного момента для действий, что является залогом успеха всегда и во всем (правильное действие в правильной ситуации в правильное время). 11 Правил Ордена Накшбанди четко отражают даосскую мудрость У-Вэй. Единый источник обеих методов – древние шаманские психотехники.
Другая важная часть суфийской психологии и практики – учение о «нафс» или различных уровнях состояния человеческой психики. Каждая степень «нафс» отражает уровень практической «дефрагментации» человеческой личности, степень ее совершенства и приближения к истинной интеграции, что является единственным верным критерием ценности личности, и важнейшим условием воссоединения человека с Высшим Разумом, с Абсолютом.
Важную роль в осущестлении этого единения играет особая психотехника суфийской практики под названием «зикр» — повторение священных имен, поминание аттрибутов Бога, фактически — направленной аутосуггестии, которая призвана помочь практикующему избавиться от определенных черт личности (лень, инертность, неверие, жадность, неумеренность во всем и т.д) и приобрести желаемые (постоянство, вера, энергия, щедрость, доброта, толерантность, несгибаемость, проницательность, контроль за своими действиями и т.д.).
В последующих лекциях мы подробно опишем оба метода, даосский и суфийский, в основном с точки зрения психофизиологии, которая четко объясняет всю подноготную мистических процессов внутренней интеграции, гнозиса и просветления, опираясь на научно подтвержденные физиологические методы. Подобная интерпретация явления, традиционно относящегося к метафизике, приподнимет завесу таинственности над процессами духовного совершенствования и будет для практикующих специалистов весьма полезной.
Продолжение следует
***
Отрывок из книги Димитрия Ибери «Психофизиология духовного развития: опыт даосского и суфийского методов».
на фото: Медитация в местечке Кумран на Мертвом море. Израиль, осень 2016 года.