Опубликовано Оставить комментарий

Ольга Журавская. Спасение выгорающего.

Ольга Журавская — основатель благотворительного фонда «Галчонок», создатель некоммерческой организации «Журавлик», преподаватель, волонтер фонда «Подари жизнь», председатель попечительского совета БФ «Шаг в инклюзию», мама. Неудивительно, что она знает о профессиональном выгорании всё. Во время одной из наших вдохновляющих встреч Woman’s Inspiration Day Ольга рассказывала о выгорании — проблеме, которая связывает и представителей помогающих профессий (учителей, врачей, представителей НКО и т.д.), и молодых мам. Мы попросили Ольгу Журавскую подготовить для наших читателей памятку о профилактике и приемах самопомощи при выгорании.

Часть 1. Стадии выгорания

Первое, что я поняла о профессиональном выгорании, это то, что выгорание людей помогающих профессий выгодно отличается от депрессии.
Во-первых, в отличие от депрессии, которая может быть результатом чего угодно, профессиональное выгорание рукотворно. Мы сами завели себя в лес на прогулку, сами не запомнили и не «пометили» дорогу домой, сами «обняли березу и заплакали».
Это, кстати, хорошая новость: раз мы сами себя в лес привели, значит, можем себя оттуда за руку  и вывести.
Во-вторых, выгорание не случается без начальной стадии загорания, или эйфории, если научным языком.
В депрессию же, если верить специалистам, можно скатиться безо всякой эйфории, а это, согласитесь, совсем грустно.
 

Выгорание: что это за зверь?

Лиза М. Джерри приводит отличное определение профессионального выгорания : «Профессиональное выгорание — это продолжительное ощущение сильной усталости и отсутствия интереса к еще недавно любимой работе. Часто выгорание происходит в результате нехватки у человека ресурсов, которые можно противопоставить длительному стрессу».
Выгорание может случиться с человеком на любой работе, но считается, что ему особенно подвержены люди помогающих профессий, такие как психотерапевты, социальные работники, врачи, сотрудники НКО. Этому способствует так называемая вторичная травматизация: чем ближе человек работает с чужой болью и травмой, тем выше его шанс исчерпать собственный ресурс и пострадать самому.
Психологи сходятся во мнении, что выгорание легче предотвратить, чем вылечить. Чем раньше вы заметите, что летите в пропасть, тем эффективней сможете минимизировать потери. Поэтому важно уметь осознавать стадии выгорания.
Ваш путь выгорания может отличаться от моего. Это не принципиально. Используйте предложенные стадии как ориентиры, чтобы внимательно прислушаться к себе — вдруг внутри что-то отзовется?
 
Стадия выгорания №1: «Загорание»
Выгорание не случается без «загорания». Я иногда называю эту стадию «мечтой с турбонаддувом». Она чем-то похожа на влюбленность, на проекцию лучшей версии самого себя в несуществующую реальность.
На стадии загорания мы влюбляемся в далекую звезду, но не пробуем выяснить, выдержит ли скафандр нагрузку при выходе в открытый космос.
Эта стадия ужасно коварна, потому что ее легко заметить, но никому не придет в голову что-то с ней делать. Мы непременно обратим внимание на свои отрицательные эмоции, но положительные мы просто с радостью принимаем, не пытаясь их оценить. Вот почему, чтобы заметить стадию загорания, нужно сформировать привычку анализировать не только свои отрицательные ощущения, но и положительные.
На этой стадии важно прислушаться к критическому началу в себе, не отрицать свой опыт и здравый смысл, не заглушать его ликованием. Очень помогает поговорить с человеком, которому вы доверяете и к критике которого прислушиваетесь. В задачу этого человека не входит обязательно отговорить вас от задуманного. Просто вместе вам будет сподручнее моделировать сложные, но вероятные ситуации и прикидывать, как из них выходить.
Не оценив заранее свои силы и цели, мы предаем себя и делаем первый шаг на пути к выгоранию.
 
Стадия выгорания №2: «Я молодец», или, перефразируя известный мем «Если не я, то кот?»
На этой стадии эйфория еще не до конца нас отпустила, и мы верим, что нужно только как следует постараться поднажать, и все получится.
Героическими усилиями мы стараемся осуществить невозможное, сбиваемся с ног, загоняем себя, но, как и прежде, ни в коем случае не применяем к ситуации критический анализ.
Это вполне логично, ведь свою мечту надо оправдывать прежде всего перед собой, а ничто так не привязывает к мечте, как огромное количество вложенных в нее сил и человеко-часов.
Как заметить, что происходит что-то не то? У вас не хватает сил, вы плохо спите и плохо себя чувствуете, все время тревожитесь.
На самом деле эту стадию легко просчитать. Ставьте таймер, чтоб точно знать, сколько времени у вас забирает работа. Вы можете с удивлением для себя обнаружить, что работаете почти постоянно, прерываясь только на душ и сон. Сны вам снятся тоже про работу. Говорить вам ни о чем другом не интересно, потому что на самом деле вам очень хочется «заболтать» тревогу.
Ловушка в том, что, несмотря на напряжение, вы все еще чувствуете себя счастливым человеком, у которого в жизни есть цель. Кому хочется лечиться от счастья? Тем более ваше критическое мышление усыплено вложенными героическими усилиями.
На стадии «Я молодец» нам помогло бы не отмахиваться от своих тревог, а осознать их, придумать, как себя поддержать, и внимательно отнестись к своему графику, трезво оценивая силы. В идеале, разделить с кем-то рабочую нагрузку.
 
Стадия выгорания №3: «Усталость»
(Я называю эту стадию «Мне все должны»).
На этой стадии мы уже поняли, что что-то пошло не так, но опять вместо включения критического мышления и попыток трезвого соотношения себя и реальности предпочли маршрут более знакомый: сердиться, ругаться и раздражаться. Тем более что поводов хоть отбавляй — внутренние тревоги обратились во внешние, а мы как раз уже очень и очень устали сражаться и готовы бороться насмерть.
На этой стадии раздражает действительно всё. Естественным образом в таком настроении мы крушим отношения прежде всего с любимыми коллегами, но под угрозой также и отношения с друзьями и близкими — со всеми, кто осмеливается не ходить вокруг на цыпочках, соглашаясь с каждым нашим словом. Даже если мы открыто не ссоримся с друзьями, то можем отталкивать их от себя пассивно: многим просто надоедает терпеть рядом вечно раздраженного человека, который настолько погружен в свои рабочие проблемы, что чужими делами интересуется весьма поверхностно.
Стадия «Мне все должны» чаще всего становится переломной. Эйфория выветрилась, тревоги остались, силы ушли. Самое время сесть и хорошенько подумать, не гробите ли вы себя, не приближаете ли свое выгорание, и, хорошенько подумав, обратиться к психотерапевту, если вы еще этого не сделали.
 
Стадия выгорания №4: «Обесценивание»
После усталости приходит черед стадии обесценивания, или банкротства: «Зачем я всем этим занимаюсь, если это никому не нужно?» Примерно в это время в нашем арсенале появляется защитный цинизм.
Даже на этой стадии еще можно вернуть себя к продуктивному антикризисному менеджменту, но, как правило, к этому моменту мы уже не ставим себе такой задачи. Стадия обесценивания служит своеобразным обезболивающим, подготовкой к боли утраты на случай, если эффективный менеджмент окончательно провалился.
Звучит грустно, но у меня есть для вас и хорошая новость: скоро все закончится!
Вы или бросите всё и уволитесь со скандалом, или же возьметесь за голову и начнете себе сопереживать, брать за руку, в общем «выводить из леса».
 
Как определить, что вы на стадии обесценивания?
Попробуйте посчитать, сколько раз за день вы думаете про себя или произносите вслух фразу «Зачем я этим занимаюсь?»  в разных ее вариациях. Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз испытывали удовольствие от работы. Позвоните лучшей подруге и спросите, давно ли она видела вас беззаботной. И, кстати, не кажется ли вам, что жизнь откровенно бессмысленна, хотя вроде бы с вами не случилось никакой страшной трагедии?
Стадия «Обесценивание» — последняя стадия выгорания, которую мне удалось зафиксировать перед катарсисом. Хотя бы на этой стадии жизненно важно признать, что вам нужна помощь, и попросить ее у близких.
Мне на этой стадии помогает залечь на дно, чтобы набраться смелости и признать: я дошла до предела, теперь нет выбора, кроме как браться за реабилитацию.
Итак, давайте повторим стадии выгорания, а заодно посчитаем, как собирались, сколько раз по пути к полному выгоранию нам удалось предать себя.

  • Потеря критического мышления на стадии «Загорание» — первый предупреждающий сигнал, первое предательство.
  • Нежелание прислушаться к очевидным тревожным признакам (как правило, они уже выражены в физических симптомах, таких как потеря сна, аппетита, переедание) на второй стадии — второе предательство, уже посильнее.
  • Саботаж отношений с окружающими людьми на стадии усталости — третье предательство.
  • Наконец, обесценивание работы мечты так, как если бы мы и не мечтали о ней вовсе никогда — предательство четвертое.

В следующей статье мы поговорим о том, как помочь себе, если вам поздно попалась на глаза эта статья, и профессиональное выгорание уже случилось.
family3.ru
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *