Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это хроническое заболевание, при котором у пациентов наблюдаются сильные, навязчивые, не исчезающие воспоминания о перенесенном травматическом событии. Такого рода травматические события происходят в жизни почти каждого человека, причем около 10-20% людей демонстрируют явные симптомы ПТСР. Используемая в настоящее время когнитивно-поведенческая терапия не всегда эффективна, что требует разработки дополнительные препаратов, которые могли бы усиливать её эффект. Это, в свою очередь, должно обеспечиваться пониманием процессов, участвующих в реакции на стресс и сохраняющих эти реакции в течении продолжительного времени.
Stephanie Sillivan и соавторы в поисках механизмов данных процессов обратились к ранее полученным данным о роли микроРНК в опосредовании воспоминаний. МикроРНК – это эндогенные короткие (20-24 нуклеотида) молекулы РНК, которые действуют как репрессоры трансляции. МикроРНК узнают таргетные РНК и вызывают их деградацию. В свою очередь, трансляция белков необходима для формирования новых воспоминаний, и регуляция этого процесса через синапс-специфичную локализацию микроРНК может изменять синаптическую пластичность. Известно, что экспрессия белков, связанных с функционированием микроРНК, влияет на воспоминания о страхе. Однако о дополнительной связи микроРНК и стресса до сих пор ничего не было известно. Тем не менее, авторы сочли микроРНК достойными кандидатами для регуляции памяти об отдаленных по времени событиях благодаря широкому спектру мишеней, доступных микроРНК и очень длительному периоду полужизни (исчисляется месяцами).
В своей работе авторы обнаружили 42 микроРНК, дифференциально экспрессируемых в миндалине при сравнении мышей контрольной группы и мышей, моделирующих ПТСР. Одна из микроРНК была выбрана для более детального изучения (mir-135b-5p). Оказалось, что повышенный уровень данной микроРНК был характерен для мышей, моделирующих ПТСР, причем именно в миндалине, а не в иных областях мозга, связанных с памятью и стрессом. Искусственное повышение локального уровня mir-135b-5p в контрольных мышах привело к усилению памяти о страшных событиях, удаленных по времени, появлению усиливаемых стрессом воспоминаний (как у мышей, моделирующих ПТСР), что привело к спонтанному обновлению памяти. Наоборот, ингибирование этой микроРНК в миндалине мышей, моделирующих ПТСР, привело к заметному снижению в замораживании воспоминаний и подавлению восстановления памяти.
Авторы статьи считают, что их гипотеза о том, что микроРНК принимает участие в хранении долговременных отдаленных воспоминаний, требует дополнительной проверки. Однако, исходя из результатов, кажется наиболее вероятным, что mir-135b-5p способствует хранению усиливаемых стрессом воспоминаний страха. Это, в свою очередь, представляет возможность выборочно отделять воспоминания, связанные именно с травматическим событием.
Более того, авторы статьи, заинтересовавшись терапевтическими возможностями обнаруженной микроРНК, выяснили, что она экспрессируется также в миндалине человека, и ее количество повышено у военных с диагнозом ПТСР, которые провели 4 месяца в Афганистане. Любопытно, что положительная регуляция mir-135b-5p была повышена именно у восприимчивых к данному стрессу людей, но не у военных из той же когорты, не продемонстрировавших развитие ПТСР в результате пребывания в зоне военных действий. Таким образом, несмотря на необходимость дальнейших исследований, предполагается, что микроРНК mir-135b-5p может быть использована в качестве биомаркера и для создания терапевтических средств на ее основе.
Автор перевода: Колодяжная А.
Источник: Sillivan, Stephanie E., et al. “microRNA regulation of persistent stress-enhanced memory.” Molecular psychiatry (2019): 1.
http://psyandneuro.ru