Довольно часто бывает, что когда нам нужна помощь, мы не можем ее получить, потому что сталкиваемся с внутренним запретом. Обращаться за помощью считается проявлением большой слабости, это что-то унизительное. Теряется чувство самоуважения, когда обнаруживается зависимость от другого. В такие моменты никакой помощи уже не нужно, хочется убежать быстрее и куда подальше.
Страх перед терапией.
Вот почему иногда первые встречи с психотерапевтом подобны мукам. Атмосфера сохраняется очень волнительная, потому что помощь нужна, но как ее получить, сохранив самоуважение – еще непонятно.
Попробую немного облегчить эту ситуацию. Расскажу про то, кто такой человек в принципе и как протекает терапия.
Человек — это групповое животное, поэтому совершенно естественно, что у нас есть потребности, напрямую связанные с другими людьми. Человеческий детеныш очень долгое время оказывается совершенно зависимым от взрослого и только его инстинкты, связанные с привязанностью позволяют ему выжить.
Никакой автономной психики не существует. Да, взрослый человек может оставаться без людей дольше, чем младенец, при этом без особой потери в качестве жизни. Но все равно далеко небезграничное время. Не зря самая тяжелая пытка – это пожизненное одиночное тюремное заключение.
Психика – это совокупность опыта взаимодействия с окружающим миром.
В процессе взросления перед человеком стоят задачи развития. В разных классификациях выделяют разные этапы, но их не меньше 5. Не меньше 5 глобальных задач решает человек в процессе своего взросления. Далеко не всегда удается справиться со всеми. Какие-то задачи «замораживаются» и откладываются на потом, когда будут силы и возможности их решить.
Если опыт взаимодействия оказывался сложным, и задачи развития до конца не решались, или замораживались – самым эффективным способом будет найти новую питательную среду, которая поможет «переварить» прошлое и сделать из него устойчивый фундамент для дальнейшей жизни. Т.е. сделать выводы и встроить их в свое знание о себе.
Психотерапия – это как раз такая питательная среда.
У хорошей долгосрочной терапии нет задачи сделать вас зависимым.
Вначале терапии вы можете прийти в состоянии большой нуждаемости и от этого и большой уязвимости. Чтобы обезопасить себя в этой ситуации, подумайте над вопросом: «Что мне нужно сделать, чтобы доверять этому специалисту»? О чем стоит договориться, что спросить, что услышать, чтобы я смог доверять?
Только в атмосфере доверия вы сможете «переварить» и достроить какие-то пустоты из вашего опыта. В результате такой работы с терапевтом вы начнете лучше понимать себя.
Поймете, на что в себе стоит обращать внимание и как обходиться со своими переживаниями, кроме как подавлять их. Расширится репертуар ваших возможностей, ваша идентичность укрепится, вы почувствуете в себе больше силы и обнаружите новые возможности для своего влияния.
В этот момент возникнет место настоящей автономии – это когда можно быть собой рядом с другим. Не надо отвергать другого, чтобы уважать себя. Не надо соглашаться со всем что он говорит, чтобы сохранить отношения. Можно быть собой и можно выдерживать диалог, различия больше не являются угрозой.
Это очень важный момент терапии, и он возможен только спустя время. Когда не нужно выбирать между «быть с другим» и оставаться собой. Это такой опыт, который часто практически полностью отсутствует в обычной жизни до терапии.
На чем я хочу сделать акцент:
идентичность формируется в отношениях. Большинство людей ценят самостоятельность и автономность, качества сильной личности, с хорошо сформированной идентичностью. Но то, что самостоятельность и автономность – это продукт отношений, ускользает от их внимания!
Поэтому если хотите хорошую устойчивость – будьте готовы на долгосрочную терапию. Но позаботьтесь о себе, о том, чтобы вы могли доверять специалисту и переносить тот факт, что вы от него пока что в некоторой зависимости.