Обида живет до тех пор, пока человек живет в парадигме, что ему кто-то что-то должен, пока верит в такое положение вещей.
Вне этой парадигмы требование взрослого человека к другим людям удовлетворять его потребности — это требование ребенка к родителям, то есть анахроничное восприятие себя и реальности, в которой на самом деле он уже не ребенок, а другие люди не являются его родителями. А обида — отражение этого процесса. То есть она отражает незрелость психики, неосознавание своей взрослости и неприсвоение себе ответственности за удовлетворение своих потребностей.
В этой же парадигме тот же самый человек может испытывать чувство вины, когда он не удовлетворяет потребности другого человека. Обида и вина — две стороны одной медали. Зрелая реакция на требование другого человека удовлетворить его потребности — это возмущение как реакция на нарушение границ личности.
Границы эти размываются тогда, когда основой такого требования является убеждение, что удовлетворять чужие потребности это хорошо, а отказываться от этого плохо. Никто ж не хочет быть плохим. В результате таких убеждений человек живет так, как будто он заложник чужого счастья, а другие люди — заложники его счастья.
Если ты хороший — ты не возмущаешься, когда я тебя осуждаю, например, ты должен быть лучше, тогда я не буду тебя осуждать. Да, конечно, мы все хотим жить в мире хороших людей, относящихся друг с другу с уважением и вниманием, но это не так. Мы живем в мире, где мерилом всего является осуждение. И это страшно. Страшный суд — он не на том свете, он каждый день. Разве можно взять и рассказать о том, как я в жизни с чем-то не справился? Тут же набежит толпа морализаторов, объясняющих тебе, какой же ты идиот. Сиди, не высовывайся, стыдись. Мы сами и есть это общество. Воспитателей и детей, меняющихся местами. И все друг другу должны. И обижаться-то нам на самом деле не на кого.
Это общество будет страдать от морального насилия до тех пор, пока защита собственных границ будет считаться моветоном. Залезли на чужую территорию? Ну что ж, со всеми случается. Но имейте мужество услышать реакцию на это.
Ну и напишу, почему я так плохо отношусь к любым религиям. Чаще всего из религий люди делают культ «праведного человека». Там где есть «праведный», там есть и «неправедный», а значит там есть и осуждение, и моральное насилие. Религии не помогают человеку жить в ладу с собой и с миром, они дают временную опору, и работают скорее как симптоматическое лекарство от страха и стыда. Они не помогают, по моему глубокому убеждению, человеку повзрослеть и перестать верить в то, что ему кто-то что-то должен. Изучение религии — да, полезная штука, заставляет задавать себе вопросы, развиваться, но не опираться на себя. Пока есть костыль — человек не самостоятелен. А значит будет снова и снова ждать чего-то от других людей, требовать, обижаться, страдать, манипулировать и осуждать.
Не запреты разные на осуждение, обиду или зависть делают человека зрелым. Зрелым человек становится изнутри, когда присваивает себе ответственность за свои мысли, чувства, желания и их реализацию. Когда отгорюет потерянное детство. И тогда перестает быть заложником страдания и счастья.
http://anna-paulsen.livejournal.com