В гештальт-терапии мы рассматриваем человека как целостную и самоорганизующуюся структуру. Сам факт нашего рождения подтверждает здоровый баланс между потребностями организма и внешней средой: действительно если бы у наших родителей что-то функционировало неправильно, то скорее всего, мы бы так и не появились на этот свет.
С самого рождения мы взаимодействуем с этим миром, регулируя отношения с ним для того, чтобы наша жизнь могла продолжаться дальше. Эти регуляции могут быть как осознанными так и находиться вне нашего осознавания. Нам необходимо дышать, есть, пить, общаться… и еще огромное множество различных интересных и не очень вещей. Это то, о чем в гештальт-терапии говорится как об «организмических потребностях», то есть о потребностях нашего организма.
К сожалению, мы часто путаем потребности нашего организма с теми желаниями, которые не имеют большого к этому отношения. Например, молодой человек мечтающий о новом спортивном автомобиле, совершенно не задумывается над тем что, возможно, его настоящая потребность состоит в том, чтобы понравиться девушке… Однако, если если бы он потратил энергию на контактирование с ней, то, возможно мы стали бы свидетелями создания крепкой и счастливой семьи.
А вместо этого мы сможем увидеть «счастливого» обладателя красного Ferrari. Ирония в том, что сколько бы спортивных суперкаров он себе не купил, его настоящая потребность так и не будет удовлетворена, потому что совсем не факт, что обладание автомобилем поможет ему в знакомстве и установлении отношений.
Для современного человека осознать свои истинные потребности является достаточно большой сложностью. Почему же так происходит?
Предоставим слово одному из уважаемых гештальт-терапевтов, Джею Левину:
[…]…Вы можете пойти в книжный магазин и найти множество книг по самопомощи, — «Как мне научиться изменять себя чтобы стать другим, лучшим человеком», «Что я могу сделать с собой чтобы стать лучше», и так далее, и тому подобное, что бы это не значило…
Но парадоксальная теория изменений не имеет ничего общего с этим.
Она просто утверждает, что мы были рождены в этой человеческой ситуации в здоровом виде и нам нет нужды быть отличным от того кем мы уже являемся.
Но что к несчастью происходит? С того самого момента, пока мы еще совсем маленькие, мы начинаем научаться, или вернее, нас учат тому, какими мы должны быть:
— Ты слишком много бегаешь;
— Не делай этого;
— Ты слишком озабоченный;
— Ты слишком взволнованный;
— Успокойся;
— Ты ешь слишком много… или слишком мало;
— Ты слишком много спишь… или ты недостаточно спишь;
— Ты должен быть таким… или ты должен быть таким..;
и так далее…
Мы научаемся всем этим правилам, и учимся быть теми, кем мы не являемся. Мы научаемся тому, как игнорировать наши потребности, наши организмические потребности.
В гештальт-терапии потребность никогда не является проблемой. Повторю: потребность никогда не является проблемой! Понимаете?
Вы будете удивлены, как много видов терапии вам скажут, что ваша потребность — проблема. Вам скажут: «Вы не должны быть такими!», «Вы не должны даже хотеть этого!», и они будут пытаться научить вас стать тем, кем вы не являетесь на самом деле, игнорируя ваши потребности.
Но мы знаем, что изменения случаются, когда вы становитесь тем, кем вы являетесь на самом деле. А вы становитесь тем кто вы есть, когда идентифицируетесь со своей потребностью.
Поскольку — вы это и есть ваша потребность. Вы целостны. А если кто-то говорит вам что ваша потребность проблема, получается что вы сами — проблема.
Мы воспринимаем это так: если мои потребности проблема, значит, я тоже проблема! И если я не хочу быть проблемой, то мне надо избавиться от себя… или я должен игнорировать проблему, защищаться от нее, уклоняться от осознавания своих потребностей, делать все что угодно кроме того, чтобы принимать свои потребности серьезно.
Потом мы начинаем притворяться кем-то другим. Все эти пути избегания осознавания потребностей которым мы научаемся, мы называем прерываниями. Фрейд называл это сопротивлениями. Это то, что стоит на пути осознавания себя такими, какие мы есть… […]
Осознавание потребностей дает нам возможность полностью реализовывать свои возможности, саморегулироваться, получая из среды все необходимое, путем устранения прерываний контакта с ней. Можно сказать метафорой: личность – это цветок, которому садовник не должен мешать расцвести. Даже если садовник — мы сами.
Материал взят из лекции, прочитанной Д. Левиным (Jay Levin) на семинаре посвященном парадоксальной теории изменений, который проходил в Бишкеке в феврале 2016 года.
Источник