Слово «депрессия» — означает «подавленное настроение». К сожалению, сегодня вряд ли можно отыскать человека, которому это слово было бы не знакомо. Для депрессии характерны замедление физической, умственной и психической деятельности, и проявляться она может очень по-разному: как слабость, отсутствие желаний или безразличие к миру, как возбуждение, сопровождающееся тревогой (человек не может усидеть на одном месте, винит себя за «ужасные» ошибки, которые были допущены). Нередко депрессия выглядит, как «психическая анестезия» — утрата чувств к близким и ко всему, что раньше было дорого. И это — далеко не все ее обличия, в которых она к нам порой является.
Виды депрессии
Различают дистрофическую депрессию — брюзжание, тоска и неудовольствие сочетаются со вспышками агрессии и отвращением к жизни. При дистрофической депрессии возможно и двигательное торможение — до полной обездвиженности.
Для тревожной депрессии характерен беспричинный страх. Человек мучительно напряжен, не находит себе места, и нередко затрудняется объяснить, что его тревожит.
Слезливая депрессия выглядит, как слабодушие, бессилие и тоска.
Психастеническая — как нерешительность и неуверенность в своих силах.
Астеническая депрессия — как повышенная утомляемость, раздражительность. Человек равнодушен ко всему, пассивен, и может часами лежать в постели, как и при дистрофической депрессии. У мужчин снижается сексуальная активность, у женщин может нарушиться менструальный цикл.
Маскированная депрессия
Почти у всех, страдающих депрессией, возникает множество физических симптомов. Очень часто беспокоят неприятные ощущения в области сердца и живота, боли в суставах, головные боли, головокружение. Запоры или поносы, нарушения менструального цикла, снижение сексуального влечения. Все это — частые признаки депрессии. Депрессия может имитировать почти любое соматическое заболевание. Термин «маскированная депрессия»используется, когда депрессия «прячется» под маской соматического (телесного) расстройства. Такие больные безуспешно лечатся у терапевтов или эндокринологов, урологов или гинекологов. По статистике более трети больных, посещающих терапевта, страдают скрытыми депрессиями.
Посттравматический стресс
Говоря о посттравматическом стрессе, имеется в виду, что человек пережил травмирующее событие, которое причинило ему сильное страдание. Психика сталкивается с необходимостью переработать травматический опыт, и человек коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче. После небольшой психической травмы повышенная тревожность и другие симптомы стресса уходят в течение нескольких часов, дней или недель. После серьезной травмы (автокатастрофа, кораблекрушение, землетрясение, внезапная потеря родных) болезненная реакция может сохраниться на годы.
Для обычной психической травмы характерно внутреннее стремление думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний. Когда найти способ разрядить внутреннее напряжение не удается, тело и психика человека, пережившего травму, находят другие способы существовать с хроническим психическим напряжением. Это и есть механизм посттравматического стресса. При ПТС наблюдаются следующие клинические симптомы:
1. Чрезмерная бдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.
2. Взрывная реакция. При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (бросается на землю, резко оборачивается или принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему сзади).
3. Притупленность эмоций. Человеку трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, переживать радость, любовь, творческий подъем или спонтанность.
4. Агрессивность. Чаще это проявляется в физических действиях (приступы ярости сопровождаются применением грубой физической силы к «обидчику»), реже встречается психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность.
5. Нарушения памяти и концентрации внимания. Уменьшается фокус внимания и его непосредственный объем, человеку трудно сосредоточиться или что-то вспомнить.
6. Депрессия. Характерно ощущение бессмысленности и бесполезности существования, а так же — нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.
7. Склонность к злоупотреблению наркотическими и лекарственными веществами.
Хандра или депрессия?
Самодиагностика депрессии
В настоящее время депрессия опережает все прочие психические расстройства по степени ущерба для трудоспособности и соответственно — по числу лет, отнятых у полноценной жизни. Значительная часть пациентов с депрессивными расстройствами обращается за помощью в общесоматическую сеть (к врачам различных направлений). При этом только в 10-30 % случаев депрессия распознается своевременно.
Типичные симптомы депрессии:
1. Плохое настроение: подавленное, мрачное, угнетенное, «все — серо». Потеря интереса к окружающему миру.
2. «Нет тяги к делу»: человек бесконечно откладывает выполнение каких-либо планов или мероприятий. У него нет желания вникать в суть дела, и всё отодвигается «на завтра».
3. Ощущение постоянной усталости. Человеку кажется, что он вообще никогда не отдыхал. Хочется сбросить с себя домашние и служебные обязанности и набраться сил. Однако, кратковременный отдых не улучшает состояние, а развлечения быстро теряют свою привлекательность.
4. Снижение, отсутствие аппетита или даже отвращение к еде. Большая потеря веса.
5. Бесконтрольное переедание с быстрым набором веса.
6. Невозможность сконцентрироваться на простейших задачах (убраться, поесть, одеться). Трудно сосредоточиться при наличии постороннего раздражителя (работает телевизор, радио, разговор в соседней комнате); из-за «параллельных» мыслей — «Читаю, а думаю о другом». В общении становится трудно подбирать слова, уловить нить беседы; при чтении с трудом усваивается смысл прочитанного, приходится возвращаться и перечитывать.
7. Появляется необычная нерешительность, постоянные сомнения в выполнении хорошо знакомых профессиональных и бытовых задач.
8. Ощущение собственной беспомощности и ненужности. Тягостное чувство «обузы» в семье, «лишнего человека» на работе.
9. Возникают чувство виновности, критическая оценка всей прошлой жизни. Появляются самообвинения.
10. Появляются те или иные расстройства сна: невозможность или трудность засыпания, частые ночные пробуждения, раннее пробуждение, не приносящий отдыха поверхностный сон или кошмарные сновидения.
Если вы находите у себя 3 любых симптома из перечисленных, у вас не хандра, а именно депрессия. Если же вы можете отнести к себе 4 любых из перечисленных симптомов или более — то у вас, вероятно, тяжелое депрессивное расстройство. В этом случае ваше состояние может усугубляться рядом дополнительных проявлений:
1. Вам хочется быть в одиночестве, отгородиться от окружающих. Вы хотите «свернуться калачиком и не отвечать на вопросы».
2. Вы стали необычно молчаливы.
3. Исчезла с лица улыбка.
4. Служебные и семейные отношения осложняются несвойственной Вам раздражительностью или даже агрессивностью.
5. У вас есть ощущение тяжести в груди («камень на сердце»), ноющая боль в левой половине груди, жжение за грудиной.
6. Появилась несвойственная Вам медлительность в движениях, либо, напротив, двигательное возбуждение, беспокойство, неусидчивость («трудно найти себе место»).
7. Потеряли удовольствие от еды и секса, неспособны радоваться.
8. Особенно плохое самочувствие по утрам и днем. К вечеру оно несколько улучшается.
9. Алкоголь не помогает снять душевный дискомфорт или улучшить настроение.
10. Временами возникают суицидальные мысли — «Проще уйти из жизни, раз все так плохо», «Жизнь потеряла смысл».
В случае если Вы найдете у себя или у члена своей семьи основания для самодиагностики депрессивного расстройства, следует обратиться за психологической или медицинской помощью.
Депрессия: взгляд психолога
Как можно было убедиться, депрессия — явление разнообразное и многогранное. Врач-психиатр сочтет депрессию болезнью, и будет прав, если состояние человека тяжелое. Между тем, депрессия, в отличие от более серьезных душевных недугов (например — шизофрении или эпилепсии), хорошо поддается лечению, и не только медикаментозному, но и психотерапевтическому. Тяжелое депрессивное расстройство, разумеется, требует назначения соответствующих препаратов. А вот легкую депрессию можно сравнить с простудой — редко, кто ее избегает. Если же мы присваиваем депрессии «почетный» статус душевной болезни, мы программируем себя. Болезнь — это таблетки, осмотры, обследования, постоянное общение с врачами, опасения, что состояние перейдет в хроническое, и так далее. Известно, например, что в годы Великой Отечественной Войны депрессий в нашей стране не было. Люди просто-напросто не могли себе этого позволить.
По этой самой причине с человеком, который приходит к специалистам-душеведам с жалобой на депрессию, должен работать не психиатр, а именно психолог. Потому, что человек в тяжелой депрессии не способен самостоятельно дойти до врача: он лежит на диване не вставая. Если же он нашел специалиста, договорился с ним о встрече, приехал к назначенному часу и самостоятельно нашел нужный дом и офис — значит его состояние не настолько серьезно, чтобы лечить депрессию медикаментами.
И первое, о чем психолог предложит в такой ситуации побеседовать — о той выгоде, которую человек получает от своей депрессии. Часто такой пациент склонен скорее просто долго беседовать о своем состоянии, чем реально работать на его улучшение. В своей позиции он напоминает школьника, который в выходные весело гоняет на катке в хоккей, а в понедельник утром у него слабость и головокружение, потому что нужно идти в школу. Да, душа и тело подчас трудно разделимы, поэтому психологи тоже сплошь и рядом встречаются в своей работе с маскированными депрессиями и психосоматикой. Одно неоспоримо: как душевный, так и телесный недуг нередко являются символическим выражением желания человека взять «тайм-аут». Психолог помогает ему осознать это: ведь гораздо лучше на время отойти от дел осознанно, что «платить» за передышку разнообразными болезнями и дурным настроением.
Механизмы посттравматической депрессии с точки зрения психолога — чуть другие. Сразу после перенесенного стресса у человека формируется сильнейший импульс — желание, во что бы то ни стало исправить ситуацию. Если же это невозможно, и перенесенная потеря неисправима, то вся психическая энергия, направленная на изменение ситуации, обращается вовнутрь, трансформируясь в чувство вины. А вина — это агрессия, направленная на самого себя. И наступает депрессия.
Исходя из этого, самым верным средством против такой реактивной депрессии является какое-то живое дело, которое может вобрать в себя нереализованный энергетический импульс. Для начала нужно просто через силу начать двигаться: сделать первое движение, вспомнить, что ты — не один на свете, что вокруг есть и другие люди, которые в тебе нуждаются. Сделать для них что-то, помня о том, что силы на это есть, и чтобы до них «добраться», необходимо просто перераспределить усилия: вместо самобичевания сделать, наконец, что-то полезное. Если мгновенно перестроиться сложно, нужно дать себе легальный тайм-аут. Сказать себе: «Хорошо. Сегодня понедельник, и до пятницы у меня депрессия: я не работаю и делаю только то, что хочу, особенно — на уикенд. А со следующей недели я начинаю шевелиться».
Может оказаться, что такой метод работает гораздо эффективнее медикаментозного: ведь антидепрессанты не просто купируют негативные переживания, они «разглаживают» психологический фон, убирая все яркие эмоции, в том числе и положительные.
Автор: Полина Гавердовская
Источник