Понятие благополучия, которое иногда называют позитивным психическим здоровьем, всё чаще используется в клинической практике. Процветание — термин, обычно используемый для описания ощущения высшей степени благополучия. Существует мнение, что «процветание» в психологии остаётся незрелой концепцией, отчасти из-за так называемой ошибки «Jingle-Jangle» (неправильного использования терминов из-за их звукового или смыслового сходства).
В большинстве существующих концепций процветание определяется как максимальное благополучие, однако при проведении опросов выяснилось, что для процветания людям важно, помимо прочего, отсутствие психических расстройств. Известно очень мало исследований, посвящённых межнациональным различиям в понимании процветания.
Для настоящего исследования использовался онлайн-сервис сбора данных Qualtrics. В выборке — 1044 участника в возрасте от 18 лет и старше, проживающие в Австралии, Великобритании, Сингапуре, ЮАР и Малайзии и свободно владеющие английским языком.
Участникам было предложено выбрать пять утверждений из 21 высказывания, которые, по их мнению, лучше всего отражают их представление о жизненном благополучии. Эти утверждения были взяты из Модуля благополучия Европейского социального исследования (ESS), а индикаторы психического здоровья — из критериев DSM для депрессивного и генерализованного тревожного расстройства. Участникам также предложили ранжировать выбранные утверждения по степени важности.
Одиннадцать утверждений о благополучии, взятые из ESS, включали такие пункты, как: «Чувство близости к сообществу и местным жителям», «Прилив сил», «Позитивное отношение к себе», «Оптимистичное видение будущего», «Чувство самореализации», «Заинтересованность в изучении нового». Девять диагностических критериев, взятых из DSM-5, были переформулированы в положительном ключе, чтобы соответствовать показателям благополучия. Например, «подавленное настроение» заменили на «отсутствие подавленного настроения», а «чрезмерное беспокойство и тревожность» — на «отсутствие озабоченности и тревожности, которые трудно контролировать».
Ни один показатель не стал единственным лидером, выбранным большинством респондентов.
По сравнению с показателями психического здоровья, показатели жизненного благополучия в целом оценивались выше как более важные для процветания. Особенно высоко участники оценили такие утверждения, как: «Ощущение спокойствия и умиротворённости», «Ощущение ценности того, что я делаю в жизни», «Наличие рядом людей, которым я нужен» и «Позитивное отношение к себе». Однако три показателя психического здоровья (чувство собственной ценности, качество сна и отсутствие чрезмерных забот и тревог) также попали в топ-10. Наименее популярными были соматические показатели психического здоровья (например, отсутствие усталости, отсутствие мышечного напряжения), а также отсутствие патологических эмоциональных переживаний (например, подавленное настроение, раздражительность, неспособность концентрироваться).
В целом между странами наблюдалось очень мало различий в доле участников, выбирающих те или иные показатели благополучия или психического здоровья. Различия касались главным образом наименее популярных пунктов.
Если рассматривать показатели, упорядоченные по среднему рангу важности (как в общей выборке, так и по отдельным странам), то и благополучие, и психическое здоровье представлены среди основных критериев процветания. Самым высоко оцениваемым показателем стало «Получение удовольствия от большинства видов деятельности». Также высокие значения имели показатели «Способность концентрироваться на текущей задаче» и «Отсутствие мышечного напряжения». В пятёрку лидеров по среднему рейтингу вошли также показатели «Чувство близости к сообществу и местным жителям» и «Прилив сил». Единственный показатель, по которому были выявлены межстрановые различия в среднем рейтинге, — это «Наличие рядом людей, которым я нужен». Последующий анализ показал, что респонденты из Сингапура оценивали этот показатель выше, чем участники из Великобритании и Малайзии.
Респонденты из Малайзии и ЮАР реже включали в топ-5 «Способность концентрироваться на текущей задаче» и чаще выбирали «Чувство, что то, что я делаю, ценно и стоит того, чтобы этим заниматься».
Возраст был положительно связан с выбором пункта «Чувствовать себя счастливым большую часть времени». Более высокий уровень психологического стресса и ухудшение самочувствия были связаны с выбором таких пунктов, как «Отсутствие усталости», «Отсутствие мышечного напряжения» и «Отсутствие подавленного настроения» в качестве признаков процветания.
Участники, сообщившие о хорошем самочувствии, с меньшей вероятностью выбирали пункты «Отсутствие подавленного настроения» и «Отсутствие усталости» и с большей вероятностью выбирали «Чувство близости к сообществу и местным жителям».
Стоит отметить, что выборка включала страны с относительно высоким уровнем дохода; в будущем важно сравнить эти данные с ответами представителей стран с низким и средним доходом. Ещё одно ограничение — включение только стран, где английский язык является официальным или широко распространённым.
Перевод: Филиппов Д. С.
Источник: Burns, Richard Andrew, Kerry Sargent, and Dimity Ann Crisp. “Cross-national variation in how members of the community define flourishing mental health.” International Journal of Social Psychiatry (2025): 00207640251323345