
На самом деле распространенность депрессии (как и аутизма) растет устрашающими темпами. Несомненно, производители антидепрессантов весьма этому рады.
Почему-то многие удивились, что антидепрессанты являются по совместительству еще и ксеноэстрогенами. Развитие эндокринных побочных эффектов при применении современных антидепрессантов связано с их вмешательством в нейромедиаторный обмен, а также с блокадой синаптической передачи, нарушающей нейротрансмиссию. Блокада обратного захвата норадреналина, а также холинолитическая активность повышают риск возникновения нарушений половой функции у мужчин, а блокада гистаминовых Н1, Н2-рецепторов и серотониновых 5НТ2-рецепторов может приводить к увеличению аппетита и повышению массы тела.
Применение антидепрессантов вызывает спектр различных эндокринных дисфункций.
При лечении антидепрессантами (амитриптилин, имипрамин, кломипрамин, доксепин, тримипрамин, дезипрамин, мапротилин и др.) наблюдаются увеличение массы тела, снижение либидо, нарушение эрекции, задержка эякуляции, аноргазмия.
К побочным эффектам при лечении антидепрессантами, например, необратимыми ингибиторами МАО (ниаламидом, транилципрамином, фенелзином), относится увеличение массы тела, а также появление отеков. Могут обнаруживаться проявления гиперпролактинемии у мужчин и женщин.
Побочные эффекты при лечении антидепрессантами СИОЗС (флуоксетин, флувоксамин, циталопрам, сертралин, пароксетин) обнаруживаются со стороны половой сферы и характеризуются в основном задержкой эякуляции и аноргазмией. То есть, правило «одно лечим, другое калечим» работает и у антидепрессантов. Все еще хуже у антипсихотиков.
Почему-то у людей всегда есть надежда на таблетку. А поиск причин обычно идет по анекдоту: Пьяный мужик что-то ищет под фонарем. Тут к нему под ходит милиционер и спрашивает: «Что вы тут делаете?» Мужик отвечает: «Ключи от квартиры ищу». «А где потерял?». «В парке». «А зачем здесь ищешь?». «А здесь светлее».
Считается, что примерно в 90% случаев причиной развития аффективного расстройства становится острая психологическая травма или хронический стресс. Депрессии, возникающие в результате психологических травм, называют реактивными.
По оценкам, во всём мире от тяжелой депрессии и тревожности страдают примерно 4,7 и 7,3% населения соответственно. Женщины в среднем чаще сталкиваются с психологическими расстройствами на протяжении всей жизни. В 2004 году распространённость депрессии и тревожности среди взрослого населения Ирана составила 20,8 и 21,0%. Настоящую статистику по РФ найти сложно.
С риском развития депрессии и тревожности связано несколько факторов, но первопричины до сих пор неизвестны.
Интересны исследования, которые показали, что распределение жира в организме является важным фактором риска развития тревожности и депрессии. То есть, огромную роль играет отсутствие половой дисплазии (спутанности пола): чем больше антидепрессантов, тем больше эндокринных поломок и тем больше депрессии.
Сейчас становится понятно, что некоторые компоненты рациона, в том числе ненасыщенные жирные кислоты n-3 и n-6, также могут быть связаны с депрессией и тревожностью. Потребление линолевой кислоты (ЛК), преобладающей жирной кислоты в семечковых (!) растительных маслах, может влиять на развитие депрессии.
Для особо непонятливых. Семена — это зародыши растений. Как мы защищаем своих детей от неприятностей, так и растения защищают свои семена, которыми они размножаются. И если плоды предназначены для поедания, то семена неприкосновенны. В 3 классе дети изучают тему «Как плоды помогают растениям размножаться». Когда животное съедает плод вместе с семенами, не все из них погибают в пищеварительном тракте. После того как организм избавляется от семян, они попадают в почву и прорастают.
Перед растениями стоит одна специфическая проблема: как защитить свои семена от поедания и при этом сделать так, чтобы семя могло прорасти.
Растения защищаются от фитофагов. Защита растений от поедания животными — путем выделения токсических веществ. Растения содержат немало вторичных метаболитов.
Они очень разнообразны: от простых соединений (щавелевая и синильная кислоты) до довольно сложных (гликозиды, алкалоиды, терпеноиды, флавоноиды и др.). Некоторые из них обладают токсическим действием на животных и в ряде случаев с их помощью растения могут эффективно защищаться от фитофагов. Так, токсичные («необычные») аминокислоты, присутствующие в семенах тропических бобовых, вызывают гибель фитофагов, вероятно, вследствие того, что включаются в белки вместо нормальных аминокислот. Некоторые токсичные вещества образуются у растений при повреждении клеток.
Какие-то из них люди научились использовать как лекарства. Но огромное количество биологически активных веществ остаются неизученными.
Семена растений содержат много ПНЖК. И если сначала эти масла использовали в технически целях — так появился линолеум, олифа и даже моторное топливо, — то потом решили, что и в пищу человека сойдет. Их маркетинг уже убедил всех, что пища нищих полезнее традиционной еды. Хлопковое масло появилось как отход текстильной промышленности. Льняное использовалось всегда самостоятельно в решении различных технических задач.
Диета, богатая омега-6, такими как линолевая кислота, может повышать концентрацию провоспалительных цитокинов и усиливать окислительный стресс у людей. Западная диета с соотношением омега-6/омега-3 от 10/1 до 20–25/1
(высокое потребление омега-6 и низкое потребление омега-3 жирных кислот) может приводить к более частым расстройствам настроения. Рацион питания жителей Ближнего Востока отличается от рациона жителей западных стран, и у них высокая распространённость психологических расстройств. Иранцы потребляют более 55% энергии в виде углеводов, особенно из рафинированных злаков. Это и есть пища нищих.
Обнаружилось, что чем выше потребление ПНЖК, тем выше распространенность депрессии, что предполагает причинно-следственную связь. Связь была наиболее сильной у мужчин и увеличивалась с возрастом у обоих полов. The Relationship Between Linoleic Acid Intake and Psychological Disorders in Adults.
Предполагаемый механизм действия — провоспалительная природа ПНЖК. И в этом исследовании обнаружили прямую связь между потреблением линолевой кислоты в рационе и депрессией только у мужчин.
Dietary linoleic and oleic fatty acids in relation to severe depressed mood: 10 years follow-up of a national cohort. Авторы проспективно оценили связь между линолевой и олеиновой жирными кислотами в рационе и риском тяжелого депрессивного настроения среди 4856 взрослых в возрасте 25–74 лет, которые были обследованы в 1971–1975 годах в рамках национального исследования. Никакой связи депрессии с насыщенными жирными кислотами не наблюдалось.
«Современная западная диета характеризуется ошеломляющим ростом потребления растительных масел, полиненасыщенные жирные кислоты которых в основном представлены омега-6, за счет омега-3 (Hallahan and Garland, 2005). С экологической точки зрения, рост заболеваемости различными заболеваниями, включая депрессию, в прошлом столетии был постулирован как связанный с этими изменениями в питании».
Все это не «гнобление очередного продукта питания», как утверждающие верующие в пользу растительных масел. Это попытка вернуть разум в диетологию.
Сокращение потребления ПНЖК может быть жизнеспособным методом снижения показателей психических расстройств.
И тогда появится шанс возвращения разума.
Из иранского исследования: «Необходимы стратегии модуляции воспалительных путей в надежде уменьшить возникновение психологических расстройств. Наши результаты показали, что снижение потребления LA может быть фактором, влияющим на достижение этой цели».
«… Несколько механизмов могли бы объяснить положительную связь между повышенным потреблением LA и депрессией. Потребление LA увеличивает экспрессию ядерного фактора-κB (NF-κB. Транскрипция (NF-κB) стимулирует выработку провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин-6.
Эти цитокины оказывают значительное влияние на центральную нервную систему (ЦНС), вызывая и усиливая депрессивные настроения, а также физические симптомы, такие как истощение и летаргия. Эти цитокины могут дополнительно блокировать выработку серотонина, снижать уровень триптофана в плазме, подавлять экспрессию нейротрофического фактора мозга (BDNF) и, в свою очередь, увеличивать вероятность депрессии. Пептид BDNF необходим для оптимальной функции нейронов и, по-видимому, снижается при депрессии. Кроме того, воспалительные факторы могут изменять синтез, обработку и передачу нейротрансмиттеров (таких как серотонин, глутамат и дофамин), которые оказывают синергетическое воздействие на настроение».
Эти исследования не вчера появились. Они постепенно накапливаются и их все больше людей читает.
Даже из моего блога видно, как много людей отказываются от семечковых растительных масел и потом удивляются, как они вообще могли есть «олифу». Официальная медицинская система борется с сахаром и солью. И даже с ультрапереработанной едой. Но совершенно не замечает главную причину — растительные масла, которых никогда не было в питании людей. Если и были, то в крайне ограниченных количествах и полученные из плодов, а не семян.
Интересны аргументы системы или перейти к новой теме?