В настоящее время имеется значительный объем данных, подтверждающий наличие общих патофизиологических и внешнесредовых факторов риска депрессии и хронических соматических заболеваний. При этом тесная связь с депрессией существует для всех групп соматических заболеваний, относящихся к приоритетным областям национального здравоохранения. В новом исследовании, проведённом в НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева, было выявлено, что бо́льшее количество депрессивных эпизодов ассоциировано с наличием сопутствующих сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний.
Распространенность депрессии у людей, имевших по крайней мере одно хроническое соматическое заболевание составляет 9.3-23%. При этом у пациентов с мультиморбидными состояниями (т. е. с несколькими хроническими соматическими заболеваниями) вероятность депрессии в два раза выше, чем у людей без мультиморбидности. Важно также отметить, что сама депрессия может быть фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта, сахарного диабета и остеопороза, а также ухудшать исходы многих других заболеваний.
Целью нового исследования было проведение разведочного анализа взаимосвязей депрессии с сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями (ССЗ и ЭЗ) среди пациентов с депрессивным эпизодом или рекуррентным депрессивным расстройством (ДЭ/РДР) и участников без каких-либо психических расстройств. Все участники исследования находились в возрастном диапазоне 35 – 69 лет.
В результате исследования было выявлено, что частота хронических соматических заболеваний, а именно ССЗ и ЭЗ, у пациентов с ДЭ/РДР составляет 28.3% и значимо не отличается от группы участников без психических расстройств. При этом у пациентов с ДЭ/РДР и хроническими соматическими заболеваниями отмечается значимо большее количество ДЭ в течение жизни по сравнению с пациентами без ССЗ и ЭЗ. Кроме того, у пациентов с хроническими соматическими заболеваниями значимо чаще встречается в структуре депрессии такой атипичный симптом, как повышение аппетита.
Не было выявлено связи отягощенного семейного анамнеза по ССЗ и ЭЗ с наличием изучаемых хронических соматических заболеваний у пациентов с ДЭ/РДР. При этом отягощенный семейный анамнез по ССЗ и сахарному диабету 2 типа, но не щитовидной железы, в целом чаще встречался у участников группы сравнения, нежели у пациентов с ДЭ/РДР.
С нейробиологической точки зрения, взаимосвязь количества ДЭ и сопутствующих хронических соматических заболеваний можно объяснить с помощью гипотез “нейропрогрессии” и “соматопрогрессии”. Термин “нейропрогрессия” относится к процессу утяжеления течения психического расстройства и лежащей в его основе нейробиологической аномалии. Патофизиологические механизмы, которые вовлечены в нейропрогрессию РДР (например, генетические факторы, воспаление, окислительный стресс, митохондриальная дисфункция) параллельно играют важную роль в генезе и прогрессировании многих сопутствующих хронических соматических заболеваний, включая ССЗ и ЭЗ. Термин “соматопрогрессия” относится к описанным патофизиологическим механизмам и накоплению сопутствующей соматической патологии, которая часто возникает параллельно с нейропрогрессией. Последняя, в свою очередь, в клинической картине РДР проявляется более высокой рекуррентностью ДЭ, более длительной продолжительностью заболевания, а также отсутствием ремиссии и резистентностью к лечению.
Авторы исследования отмечают, что одним из основных ограничений данного исследования является отсутствие объективного подтверждения ССЗ и ЭЗ, а также отсутствие контроля смешивающих факторов у участников исследования. В будущих работах должен быть сделан упор на объективные методы подтверждения диагнозов и семейного анамнеза у пациентов, а также на изучение общих патофизиологических механизмов ДЭ/РДР и хронических соматических заболеваний.
Автор: Касьянов Е. Д.
Источник: Е.Д. Касьянов, Я.В. Яковлева, Г.В. Рукавишников, Л.В. Малышко, Н.Г. Незнанов, А.О. Кибитов, Г.Э. Мазо. Количество депрессивных эпизодов ассоциировано с наличием сопутствующих сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний: предварительные результаты кросс-секционного исследования. Психиатрия и психофармакотерапия. 2023; 6: 4–10