В вашей жизни, казалось бы, все неплохо складывается, но вас захватывает чувство не пойми откуда взявшейся тревоги. Вы не можете расслабиться, доверять людям, стараетесь все контролировать. А может в каких-то однотипных ситуациях вы чувствуете ошарашенность или сильное смущение. И вы уже начали избегать подобных ситуаций. Но тревога не уходит, а наоборот, нарастает. Возможно, все эти последствия связаны с тем, что когда-то вы столкнулись с травматическим событием и ситуация в действительности закончилась, но из-за того, что травма не была переварена, усвоена, в вашей внутренней реальности эта ситуация до сих пор жива.
Травма – плата за отвержение нашей животной части.
На метафорическом языке, девушка которая была изнасилована в лифте, пока не интегрирует эту травму, психологически и физиологически так и будет заперта в лифте в той ситуации, сколько бы лет с тех пор ни прошло. Ее тело будет продуцировать ту же смесь гормонов, вырабатывать энергию, для того чтобы бежать, драться или замереть. Все это будет сохраняться в теле, накапливаться с характерными чувствами страха, паники, гнева. Которые периодически будут просачиваться на «ровном месте» (приступы истерики, панические атаки), так как процесс на физиологическом уровне не завершен.
ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ НАМ ЗАКОНЧИТЬ, ИНТЕГРИРОВАТЬ ТРАВМУ?
Давайте посмотрим, как с травмами справляются в дикой природе. Не секрет, что животные иногда практически каждый день или даже по нескольку раз в день сталкиваются с опасностью. Их тело также запускает механизм: дерись, беги или замри. Но в отличие от человека, если они и замирают, то потом, когда ситуация заканчивается, они оживают и возвращаются к полноценной жизни. У человека же эти состояния замирания и напряжения проникают в тело и во все уголки его жизни, если травма не закрыта. Дело в том, что когда организм сталкивается с опасностью, он начинает продуцировать очень много энергии для того, чтобы, например, антилопа бежала под 100 км в час, спасаясь от гибели. И если гибель, по мнению инстинктов антилопы, неминуема, то она замирает и падает.
1. Этот механизм позволяет попасть в измененное состояние сознания, чтобы не чувствовать боли во время смерти. У людей этот механизм часто остается после травмы, что дает плохой контакт с телом, его ресурсами, мощью, инстинктами, жизнью, а также не позволяет чувствовать боль. К сожалению, это «не чувствовать» распространяется на все, на удовольствие в том числе.
2. Есть шанс, что хищник решит, что антилопа мертвая, не станет ее кушать как падаль или оттащит в безопасное место про запас, где у нее будет шанс бежать и спастись, когда она очнется. Она не будет размышлять о том, что притвориться мертвой было трусливо с ее стороны, не будет испытывать чувства вины по этому поводу. Ее инстинкты сработают так, что выберут вариант, где у нее больше всего шансов остаться в живых.
Так как жизнь для тела – самая большая ценность. Жизнь просто ради самой жизни.
Что же делает антилопа с той энергией, которая накопилась в ее теле. Она ее вытрясает в буквальном смысле из мышц. Животное после пережитого стресса может часами трястись, выводя эту энергию из себя, и потом возвращается к нормальной жизни. Питер Левин в своей книге «Пробуждение тигра» описывает, что некоторые животные эти стадии: опасность, напряжение, разрядка – проходят по многу раз в день и остаются живыми, без каких-либо травматических последствий.
Кстати, сотрудники МЧС применяют этот прием в отношении детей, попавших в шоковую травму. Заворачивают ребенка во что-то мягкое, одеяло, например, берут с разных концов и долго трясут.
У человека же этот завершающий цикл чаще всего отсутствует. Именно этот механизм запускает травматическую реакцию. Энергия продолжает оставаться в теле, организм тратит огромные ресурсы на ее сохранение. Не распакованная энергия трансформируется в психосоматические симптомы, а физиологические реакции тела (напряжение, сверхконтроль) говорят человеку, будто он все еще в опасности, хотя реальной опасности нет. И тут нам есть чему поучиться у животных.
МОЗГ РЕПТИЛИЙ – КЛЮЧ К ИСЦЕЛЕНИЮ
Наш мозг состоит из трех частей: рептильный мозг, лимбический, неокортекс. Как-то на лекции по психологии преподаватель решил нам наглядно показать разницу между неокортексом, отвечающим за осознанное мышление, и рептильным мозгом, отвечающим за инстинкты. Он нарисовал на двери маленькую черточку карандашом и сказал: «Вся дверь – это период (миллионы лет) отработки и тестирования рептильного мозга, а еле заметная черточка карандашом – это период отработки неокортекса».
Рептильный мозг непосредственно отвечает за физиологическую реакцию (бей, беги, замри) на опасность. Эта система работает безотказно. И неокортекс не в силах ее нарушить. Но он в силах прервать завершающий процесс, процесс разрядки. К травматическим последствиям и симптомам приводит не сама травма, а незавершенный процесс мобилизации организма, отсутствие разрядки.
К травматическим последствиям и симптомам приводит не сама травма, а незавершенный процесс мобилизации организма, отсутствие разрядки.
КЛЮЧ ИСЦЕЛЕНИЯ – В ТЕЛЕ
Травма живет в теле и ключ к ее исцелению тоже в теле. Необходимо постепенно вернуть себе контакт со своим телом, который был разорван в процессе травматизации. Тем самым мы получим доступ к своим инстинктам, которые знают, как завершить процесс мобилизации.
Все упражнения на телесную осознанность, на принятие своего тела, чувствования и контакт с ним просто необходимы. Приходя в контакт со своим телом, вы сможете постепенно, порциями (обязательные условия) распаковать энергию, накопившуюся во время мобилизации организма. И тем самым соединиться с нашей животной силой и витальностью.