Когда речь заходит об изменении жизни, так или иначе люди приходят к идее маленьких шагов. Нанопривычки, атомные привычки, микрошаги, все это о том, что большое достигается путем маленьких изменений, но на регулярной основе.
Когда вместо 3 тренировок в неделю по полтора часа, надо всего лишь приседать по 20 раз, но каждый день. Когда вместо английский С2 на вчера, надо 10 минут в день читать книги. То есть вся эта идея маленьких шагов заключается в том, чтобы делать что-то в таком маленьком размере, чтобы это не вызывало сопротивления, страха, не придавливало объемом, чтобы двигаться вперед было легко.
И казалось бы, что здесь сложного. Ведь не надо никаких сверх усилий. Но нет. Люди не могут. Они саботируют даже эти 20 приседаний или 10 минут чтения.
Почему же этого не делать? Ведь это лучше, чем ничего.
Ответ простой и непростой одновременно.
Дельта боли.
Дельта боли — это разница между уровнем недовольства сегодняшним положением и той точкой, куда человек хочет прийти.
Чем больнее человеку видеть свой текущий уровень жизни по сравнению с желаемым, тем больше у него требований к тому, как быстро он должен двигаться вперед.
Поэтому когда он смотрит на идею 20 приседаний в день, он видит их через искривлённую оптику того, как далеко они отбрасывают его от потенциального результата. И это вызывает в нем отчаяние.
Как будто бы именно в этих жалких, ничтожных, унизительных приседаниях дело.
Ведь мне надо С2 на вчера. Зачем я буду вот этой мелочевкой заниматься.
В этом стремлении к другому будущему так много боли, что человек раздражается на все, что не приносит ему мгновенный результат.
И ладно бы этот человек бы имел силы ходить по три раза в неделю на тренировки.
Но обычно уровень боли пропорционален неспособности что-либо делать.
То есть, чем меньше я могу что-то сделать, тем больнее жить, потому что ничего не меняется.
Любая математика по принципу «10 минут чтения в день, это несколько часов в месяц, и это точно лучше, чем вообще ничего» не работает.
В этом случае включается парадоксальный механизм «назло кондуктору пойду пешком». Если я не могу получить все и сразу, то я не буду унижаться и заниматься вот этой вот ерундой. Это все ниже меня. Читай «мне от этого больнее понимать, что я не могу иметь все, что я хочу, сегодня».
Дальше эта дельта боли превращается во внутреннего критика, который начинает нещадно изводить изнутри, требуя встать и пробежать сразу марафон.
У людей, которые многое по жизни достигли, тоже есть внутренний критик, но он может быть другого послания. Там больше про сравнение, свою недостаточность, что не так хорошо, как хотел.
А вот у людей, кто достиг малого или мало что сейчас делает, внутренний критик = уровень самоненависти = обращенной на себя дельте боли = отчаяние от разницы между желаемой жизнью и текущей, может просто зашкаливать.
И что в этом удивительного, что находиться под гнетом критика изо дня в день оказывается проще, чем немного снизить свою планку ожиданий и «унизиться до маленьких шагов».
Ведь пока ты планку не снизил всегда остается надежда, что ты в один день как встанешь, да как осознаешь, что у тебя уже уровень C3.
А снизить планку до 10 минут каждый день, это как будто бы сдаться, проиграть, смириться со своей жалкой жизнью до конца своих дней.
Потому что внутреннее кривое зеркало работает именно так.
В нем не работают принципы математики, где 10 минут в день лучше, чем 0 минут в день.
В нем 10 минут в день равны «какое я неспособное ничтожество, лучше вообще ничего не делать, чем вот это».
И если вернуться к этой дельте боли, то здесь работает тот же принцип, что и в глобализации. Богатые становятся богаче, бедные — беднее. «Успешные» достигают большего, «неуспешные» деградируют.
Человек «богатый» = способный что-то делать, который обладает какими-то навыками, благодаря которым достиг «успехов», обладает меньшей дельтой между желаемым и реальным. И тогда он не воспринимает так болезненно то, что ему надо замедлиться и уменьшиться в своих амбициях, чтобы дойти дальше.
Человек «бедный» = человек, который мало что может сделать, поэтому имеет мало уверенности в себе, мало получивший, требует от себя сверх-активности и сил, не только не может опустить планку, а еще и задирает ее вверх, как будто бы только от его желания зависит, сможет ли он ее перепрыгнуть. А поскольку мышцы действий не наработаны, то он не справляется с этой идеей, и не просто остается на месте, а иногда и откатывается назад, потому раз надорвавшись можно получить травму и придется тратить время на восстановление.
Таким образом он лишает себя органичного укрепления веры в себя и убеждается в тщетности и безысходности.
Какой итог.
Двигаться маленькими шагами может быть невыносимо унизительно и больно, потому что каждый раз это свидетельствует о текущем уровне по сравнению с желаемым.
Но очень часто без этого невозможно продвинуться никуда вообще.
И если замечать, как на маленькие шаги влияет искривленная линза амбиций, которая превращается во внутреннего критика, то возможно получится разрешить себе немного замедлиться, смириться на какое-то время с не таким ярким будущим, и начать реально двигаться в сторону лучшей жизни.