«Болезнь воли», «болезнь настроения» и даже «поцелуй дементора» – как только не называют депрессию. Но, несмотря на популярность темы, полной информацией об этом заболевании человек владеет далеко не всегда. Мы продолжаем путать депрессию с плохим настроением, унынием и добрым десятком других состояний. И что делать с этим малопонятным недугом, тоже зачастую не знаем.
ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ?
«У меня депрессия». Сколько раз вы слышали такую фразу от друзей или знакомых? А может, и сами ее произносили? Называть депрессией подавленность, грусть и даже плохое самочувствие стало обычным делом. И конечно, это чревато негативными последствиями. Как в любом случае, когда вещи называют не своими именами.
Может показаться, что близкий человек действительно болен, хотя на деле он просто устал или расстроен. Другая, гораздо более опасная крайность – когда от подобных жалоб отмахиваются, советуют человеку «собраться» и уверяют, что все скоро пройдет, – а ему между тем на самом деле плохо. И как же разобраться с путаницей в понятиях?
Само по себе подавленное состояние не равно депрессии, но может быть одним из ее симптомов. В Международной классификации болезней (МКБ-10) есть четкий список признаков, по которым диагностируется депрессия. Это подавленное настроение, потеря интереса к тому, что раньше интересовало, и быстрая утомляемость. Кроме того, врач обязательно обратит внимание и на соматические симптомы: потерю аппетита (часто сопровождается ощущением, что вся еда – безвкусная), бессонницу, изменения веса тела и т. д.
ШАГ ПЕРВЫЙ: ПРИЗНАТЬ ПРОБЛЕМУ
Интересно, что с самим словом «депрессия» мы обращаемся достаточно свободно, но при этом признать у себя проблему, которую действительно обозначает термин, готов не каждый. Возможно, как раз потому, что у нее мало общего с тем самым «плохим настроением».
Депрессия – это расстройство психики, и очень часто, чтобы справиться с ним, нужны лекарства. Вот тут и возникает очень сильное сопротивление, из-за которого люди могут отказываться от помощи неделями, а то и месяцами. «Как, психическое расстройство? У меня?!»
Любая связанная с психикой проблема очень легко, а зачастую просто автоматически обретает в сознании российского человека статус «стыдной». Обращаться к психологу, и уж тем более к психиатру, многие по-прежнему стесняются. Но почему о психике нужно заботиться меньше, чем о желудке или суставах? Этого люди, как правило, объяснить не могут. И все же в последнее время ситуация меняется: мы постепенно учимся признавать, что психологическая помощь нужна и обращаться за ней просто необходимо.
ШАГ ВТОРОЙ: ЗНАКОМИМСЯ С БОЛЕЗНЬЮ
И здесь уместна параллель с более понятными и привычными заболеваниями. Что мы делаем, когда болеем? Читаем о заболевании в интернете, уточняем полученную информацию у врача, просим подобрать лечение. И дальше используем эти сведения так, чтобы помочь себе, а не навредить. Например, человек с сахарным диабетом знает, что ему необходима диета и инъекции инсулина. В случае с депрессией – это режим дня, посильная физическая нагрузка, помощь близких и психолога, часто – лекарства.
Как и диабет, депрессия бывает разных типов: где-то можно обойтись психотерапией, а где-то необходима помощь врача. В любом случае помощь психотерапевта или психиатра нужна уже для того, чтобы лучше понять картину происходящего. Чем лучше вы знакомы со своей депрессией, тем больше ваш личный арсенал средств помощи себе.
Знакомство со своим состоянием помогает еще и ответить на вопрос, который обязательно в этой ситуации задает себе каждый: почему это именно со мной происходит? Вопрос этот разъедает и без того изнеможенную душу, как серная кислота. А реальность для человека в депрессии сильно искажена, и причиной всех несчастий в абсолютном большинстве случаев он, конечно же, считает себя.
Получая информацию, мы получаем и облегчение: выясняется, что истинная причина депрессии вовсе не в нас лично. Причиной может быть перенесенная психологическая травма, утрата, горе – такие депрессии называют реактивными. Депрессия, не имеющая внешних причин, – эндогенная, и здесь корни обычно чисто физиологические. Депрессивное расстройство может развиться даже из-за перенесенного соматического заболевания или под действием лекарственных препаратов.
ШАГ ТРЕТИЙ: УЧИМСЯ ПРИНИМАТЬ ПОДДЕРЖКУ
Почему с депрессией нельзя справиться самому? Просто купить таблетки в аптеке и принимать по инструкции? Что за необходимость, и так будучи в тяжелом состоянии, сидеть у психолога и копаться во всем самом неприятном, что случилось в жизни? Это еще один частый вопрос, который неизбежно становится ловушкой для всех, кто решает «справиться сам».
Представьте, что вы – раненый боец, чудом избежали плена и пытаетесь найти своих или просто безопасное место, где можно отдохнуть и обработать раны. Местность незнакомая, прямо под ногами могут оказаться неразорвавшиеся снаряды; где-то неподалеку – враги. Из-за ранения в глазах двоится, сил идти нет, да и дороги вы не знаете.
Хотели бы вы встретить провожатого, который не против помочь и ориентируется на местности? Во время депрессии таким проводником становится психолог или врач. Часто бывает, что два этих специалиста работают параллельно.
Территория депрессии действительно выглядит незнакомой, опасной, да и видится словно сквозь грязное стекло, потому что химический состав мозга у заболевшего человека изменен. Необходимые для нормального самочувствия и настроения органические вещества перестают работать как нужно. Задача антидепрессантов – восстановить этот баланс. И когда он восстановлен, картинка действительности снова приобретает цвет, становится объемной. Более понятной и безопасной.
Бесценным ресурсом обладают те, кому помогает кто-то из близких. Помощь может быть самой разной: от простого присутствия рядом до сопровождения к тому же врачу. Жизнь в депрессии сильно отличается от той, что вел человек раньше: иногда у него просто нет сил поесть или встать утром с кровати. Знать все особенности этого состояния, не подвергать их сомнению, помогать и быть рядом – лучшее, что вы можете сделать, если ваш близкий страдает депрессивным расстройством.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: СОВЕРШАТЬ ПРОСТЫЕ И ПОНЯТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
День за днем, когда-то через силу, когда-то – стараясь не думать о бессмысленности любых действий. Принимать лекарства, есть и спать, выходить на воздух, делать зарядку, даже если она состоит из трех приседаний. Все это требует неимоверных усилий: дойдешь до магазина – будто поднялся на Эверест. Перекладываешь вещи с места на место – будто поднимаешь штангу. Да и зачем все это, в конце концов? Неужели приседания могут вернуть жизни вкус и цвет?
Во-первых, чем больше жизненной энергии получает тело, тем быстрее идет выздоровление. А получает оно его именно из движения, хотя поначалу может казаться, что и не получает вовсе, а только тратит последние драгоценные крохи. На самом деле небольшая физическая нагрузка – чуть больше того, чем вы, казалось бы, можете, – необходимое условие возвращения к жизни.
Во-вторых, маленькие несложные ритуалы сохраняют связь с повседневностью. С той самой, в которой вы были здоровы и делали все то же, что и другие: ели, выходили гулять, наводили порядок на рабочем столе. Поэтому продолжать совершать все эти действия хотя бы по чуть-чуть, по мере сил, очень и очень важно.
ШАГ ПЯТЫЙ: ПОДДЕРЖКА КОНТАКТА СО СВОЕЙ ЗДОРОВОЙ ЧАСТЬЮ
Любые человеческие желания, какими бы мимолетными и тусклыми вспышками они ни проявлялись – признаки существования здоровой части человека. Важно не отмахиваться от них, не пренебрегать ими. Прочитать страницу любимой книги, съесть хотя бы ложку чего-то вкусного, услышать скрип свежего снега под собственным ботинком…
Когда хочется плакать и вы даете волю слезам – это плачет здоровая ваша часть, которой важно проявить эмоции и показать, что она жива. Ко всему, что проявляется как стремление к жизни, следует относиться внимательно и бережно. Пусть это даже чахлый, не подающий особых надежд росток. Но этот росток – живой.
Кажется, что смысла нет. И что глупо совершать ежедневно бессмысленные действия, когда хочется одного – перестать шевелиться вообще. Но есть времена, не предназначенные для поиска смысла, а требующие только одного – необходимых действий во имя жизни. Как на войне. Таково время депрессии. А о смысле мы всерьез подумаем потом. Когда жизнь со всеми ее красками, чувствами и желаниями будет возвращена законному владельцу.