Подобным вопросом задаются в двух случаях. Когда подозревают у себя наличие выраженного психического расстройства. И когда пытаются понять, есть ли какой-то толк от психологической помощи, или стоит полагаться только на лекарства. Поехали.
Итак, допустим, у вас снижено настроение, вас ничто не радует, вам тяжело даются повседневные дела и кто-то (вы или ваши окружающие) ставят вам «диагноз» депрессии. Как его подтвердить (или опровергнуть) и понять то, откуда она (депрессия) берется (если это именно она)?
По определению, депрессия – это расстройство, которое подразумевает снижение настроения и потерю способности радоваться жизни. Часто к этой парочке добавляется потеря мотивации и способности принимать решения, пессимизм, двигательная заторможенность, идеи вины, мысли о смерти.
А) нехватку серотонина. Именно нехватка серотонина обеспечивает потерю ощущения (именно ощущения) готовности к какой-либо продуктивной деятельности, потерю желание что-то узнавать и способности активно удивляться и вовлекаться во что-то новое. Плюс он определяет ваше ощущение подавленности. А еще серотонин управляет восприимчивостью нервных клеток к адреналину и норадреналину. То есть его нехватка обеспечивает вас еще и острым восприятиям происходящих с вами жизненных событий
Б) Избыток мелатонина. Мелатонин активно синтезируется ночью и напрямую зависит от количества солнечного света (в осенне-зимний период его синтезируется больше). Это вещество подавляет синтез серотонина (усиливая последствия его нехватки), а также нарушает циркадные ритмы, из-за чего для депрессии крайне характерны проблемы и с засыпанием и с ранним пробуждением. Кстати, мелатонина уменьшает синтез сератонина за счет стимулирования выработки ГАМК. Что позволяет в некоторых случаях снижать у человека тревожность при помощи обычного безрецептурного аминолона (та же самая ГАМК) не хуже чем у глубоко рецептурного феназепама.
В) Нехватку дофамина. Дофамин – это нейромедиатор, который обеспечивает волевую деятельность человека. Его нехватка приводит к потере интереса к жизни, желанию что-либо планировать и принимать решения. А еще к утрате способности радоваться привычным удовольствиям. И к нарушению пищевого поведения, потере интереса к сексу.
Г) нехватку эндорфинов. Эндорфины – это вещества, которые помогают испытывать психо-физиологчиескую эйфорию. Их нехватка приводит к тому, что вам становится тяжело чувствовать удовольствие (ангедония), а любые неприятные ощущения становятся более напрягающими и мучительными.
Д) Избыток адреналина и норадреналина. В случае депрессии, нарушение баланса указанных веществ является следствием дисбаланса серотонина и дофамина, а не самостоятельным явлением. Избыток адреналина способствует добавлению в общую картину тревожности, а норадреналина- раздражительности.
Е) Недостаток триптофана – аминокислота, которая поступает с пищей и обеспечивает синтез серотонина внутри вашего организма. Когда его поступает с пищей меньше, чем нужно, серотонин синтезируется недостаточно и получается все то, что было описано выше. Именно связи триптофана и серотонина мы обязаны нашей любви к шоколаду.
Ж) недостаток инсулина. Инсулин запускает расщепление белка и выброс триптофана в кровь. Его нехватка приводит к патологической цепочке «мало триптофана мало серотонина». Учитывая тот факт, что инсулинорезистентность часто возникает как самостоятельное явление (акцент на слове ЧАСТО), то обладатели избыточного веса априори сталкиваются с большим количеством проблем при преодолении депрессии. И отсюда же растут ноги у тяги при депрессии на мучное и сладкое (сложная цепочка глюкоза — инсулин – триптофан – серотонин).
З) Недостаток гормонов щитовидной железы. Напрямую с депрессией не связан. Но практически всегда, когда такое явление возникает на фоне депрессии – ждите сложностей. В 50% случаев при гипотериозе, который связан с депрессией не работают антидепрессанты. А еще здесь начинается плаксивость, ухудшение работы кишечника (в котором на 80% синтезируется серотонин).
А) почетное первое место за собой застолбила фрустрация. Фрустрация – это ощущение собственного бессилия, умноженное на непонимание того, что делать дальше. Проблемы в отношениях, на работе, с финансами, на уровне здоровья способствуют развитию депрессии именно через фрустрацию. Фрустрация – это не точка в вашей жизни, это скорее та самая пресловутая черная полоса, когда у вас отчаянно не получается вырваться из заколдованного круга неприятностей, сложностей и проблем.
Б) второе место прочно удерживают ваши эмоции. Точней – сдержанные эмоции. Чаще всего, здесь оказываются тревога, злость, разочарование, обиды, ревность, зависть, одиночество. Те переживания, которые, с одной стороны, могут регулярно возникать в вашей голове. А, с другой стороны, они требуют большого количества сил на удерживание их внутри себя.
В) Третье место солидно занимают когнитивные установки. В принципе (и так и делают когнитивные терапевты) их можно смело ставить и на первое место, ведь они, прямо или косвенно участвуют в формировании всех психогенных механизмов депрессии, но это уже дело вкуса. Когнитивные установки – это убеждения относительно себя и окружающего мира в стиле: «я – никто и ничего не значу», «я должен быть сильным», «я должен всегда справляться с проблемами» и т.п. Особые сложности когнитивные установки создают из-за триады причин – из-за их разнообразия, повсеместного влияния и неосознанности.
Г) Когнитивные искажения и негативное мышление. Когнитивные искажения направляют поток вашего сознания в сторону жесткого, острого восприятия окружающей действительности. Вы видите в реальности негатив. Вы его преувеличиваете. Вы его раскручиваете. Вы его ждете. Вы приуменьшаете свои способности влиять на обстоятельства. И все описанное выше вы делаете на регулярной основе. Результат предсказуем – вы создает постоянный фон, который и ложится в основу депрессии.
Д) Четвертое место покоится на плечах чувства вины. Это уникальное чувство не подавляется. Оно как профессиональный паразит пухнет внутри психики и подчиняет себе ваше время и ресурсы. Идеи вины, самобичевание, муки совести – все эти разъедающие вещи умножаются на физиологическую способность данного чувства останавливать выброс дофамина в головном мозге. То есть вина не только портит вам настроение и лишает вас сил, она еще и лишает вас мотивации на положительные изменения.
Е) Проблема выбора. В те моменты, когда вам важно принять значимые для себя решения, ваша психика требует практически максимальных энергетических ресурсов. Если же решение откладывается, растягивается, мучительно прокручивается внутри своей головы, у вас появляются все необходимые условия для того, чтобы провалиться в нересурсное состояние.
Ж) Травмирующие события. Если с вами происходят события, которые угрожают вашей жизни, то они могут приводить к тому, что ваша психика схлопывается на самой себе, закрывается, уходит в сторону многократных попыток переварить неподъемный для себя жизненный опыт. И вы можете уйти из настоящей реальности в мир прошлого и сопутствующий истощающих переживаний.
В отдельно взятый момент и на уровне физиологии – НИЧЕМ! И это важно понимать. Фрустрация, эмоции и эмоциональные проблемы всегда запускают каскады химических реакций, которые приводят к такому уровню стресса, с которым организм не справляется, к потере нейромедиаторов радости и счастья. То есть к тем же самым реакциям, что характерно и для эндогенных состояний.
А вот в динамике различия будут. Эндогенные депрессии не связаны с определенными событиями, которые вы держите в фокусе своего внимания. Они склонны к цикличности, сезонности, затяжному течению. Хуже реагируют на психокореркцию, могут никак не реагировать на отдельные антидепрессанты.
Про излечимость депрессии. Если ваша депрессия психогенная, то вероятность ее преодоления не только есть, но она выше, чем вероятность того, что вы с ней останетесь надолго. При одном важном условии – вы займетесь и собой и депрессией.
Если ваша депрессия эндогенная – ее тоже можно остановить. Точней приостановить. И длительность этой приостановки прямо пропорционально тому, насколько вы научитесь управлять вашим мышлением, вашими убеждениями, эмоциями и энергетикой. Ну, и препаратами.