Недавно я, кажется, наконец поняла, за что т.н. «простые люди» так не любят психологов.
Дело в том, что наука психология — она вся про то, как однотипно, в сущности, протекают все психические процессы у всех людей.
Ну, типа, если работа горя — то она идет так-то и так-то. Если процесс застрял на этом этапе — ищем такое событие в жизни. Если на другом — другое. Помогаем залечить поломку, двигаемся дальше.
И посттравматический стресс у всех одинаковый.
И послеродовая депрессия, у кого есть. И даже примерно понятно, у кого она будет, и в каких обстоятельствах, а у кого совсем даже наоборот — скорее всего, будет послеродовая эйфория.
И со всем остальным подлые психологи обращаются примерно так же. Выявляют схему, ищут место поломки, помогают ее поправить, идут дальше.
Собственно, слушая клиента, хороший психотерапевт занят ровно этим: ищет закономерности, и дальше копает по одной из возможных схем оптимизации процесса внутренней жизни.
Ничего личного, как говорится.
И, видимо, именно это примерное знание про устройство людей и вызывает у просвещенной публики такой невероятный протест и отторжение. Потому что — Ну как же так! Ведь именно они (я) — такие особенные, штучные, неповторимые…
И именно поэтому многие клиенты так упорно ищут в терапевте всякую бессмысленную хню типа «одного уровня» с собой, особых «теплых» отношений и прочие глупости.
Хотя по-настоящему важным, тем, что надо бы искать, является как раз хорошее знание матчасти (законов работы психики), знание стандартных процедур улучшения ее работы, и интерес к делу, позволяющий эти знания применять и сочетать в правильных пропорциях. Здорово, если терапист еще может и сам чего придумать — но это даже и не обязательно. Строгое выполнение стандартных процедур может оказаться даже и полезней для клиента.
Но нет, про такой циничный подход людям лучше не говорить. Они же особенные, это же понятно!
Причем выбирая, например, хирурга, те же самые люди готовы и даже рады признать, что кишки у них примерно такие же, как и у остальных. И едят они входным отверстием, то есть ртом, а не наоборот. Никто не рвется быть оригинальным в таких вопросах. И пациенты разумно выбирают лечащего врача, который все про это правильно типичное строение кишок знает, и знает, как сделать, если какая-то из часть вдруг станет шибко особенной.
А от работы мозга (собственного) многие ждут безумных бездн и изысков.
Хотя, скажу вам по секрету, даже совершенно поломатые шизофреники, с большими особенностями этого вот психического функционирования — так вот: даже они все примерно одинаковые, и поломаты по одним и тем же нескольким схемам.
А самое главное, что это совершенно не отменяет и не умаляет ничьей уникальности! Потому что чем именно наполнить свой кишечник, не говоря уже — мозги — сугубый выбор каждого отдельного клиента.
Я это все к чему?
Если вы считаете себя достаточно здоровым человеком, чтобы в случае необходимости врачебной помощи идти к умелому специалисту, не выясняя, любит его жена, и читал ли он, скажем, самого Борхеса, то не позорьтесь, спрашивая, точно ли предложенный вам психотерапевт того же «уровня», что и вы.
Во-первых, может оказаться, что он будет неизмеримо более высокого: и что тогда?
А во-вторых — ваши интересы заключаются как раз в том, чтобы вы этого и вовсе никогда не узнали. Потому что обсуждать вы с ним, за ваши, между прочим, деньги, должны не литературу обсуждать, а вас и ваши проблемы.
Так что ищите профессионального, с хорошими рекомендациями от коллег.
А чтобы не запутаться в критериях, представьте — пошли бы вы к нему на операцию, ему бы он был хирург?