Сочувствие: что на самом деле лечит в группе поддержки?

Всем вновь приходящим в группу мы обычно повторяем стандартную формулу, мол, наша группа не является терапевтической, мы не применяем никаких специальных терапевтических методик, а лишь оказываем так называемую разговорную поддержку таким же, как мы, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию и переживающим депрессивное настроение. Теоретически так оно и есть: мы – не психотерапевты и не проводим никакой систематической терапевтической линии, базирующейся на какой-либо психотерапевтической школе. Практически – мы понимаем, что, если бы группа не имела искомого терапевтического эффекта, вряд ли она была нужна и вряд ли кто-то был заинтересован в ее работе. То есть оздоровительный эффект все же есть, но благодаря чему он возникает?
Когда люди, пережившие сходные ощущения и опыт, находящиеся в схожих обстоятельствах, говорящие на одном языке, собираются вместе в спокойной доброжелательной обстановке, возникает атмосфера – назовем ее так – эмпативного сочувствия. Сидящий напротив тебя человек не только внимательно тебя слушает и понимает то, что ты говоришь, и то, что твои мысли и переживания не плод твоей больной фантазии, что твои сложности действительно серьезны, он еще и благодаря своим сходным опыту и переживаниям эмпативно откликается, сопереживает тебе, разделяет твои чувства.
В грамотно организованной группе поддержки каждого человека принимают таким, каким он приходит в группу, со всеми его трудностями и недостатками, заботами и волнениями (исключение составляют только потенциально опасные для других участников, например, психотические состояния активной агрессивности или грубые нарушения правил работы группы). Активное слушание – основной метод ведения групповой беседы. Ты можешь свободно рассказывать о себе и своих проблемах, не боясь, что на тебя косо посмотрят, грубо обругают, назовут сумасшедшим или махнут рукой «Да не выдумывай ты! Это все твои лень и комплексы!». Ты встречаешь действительное понимание у людей, которым не понаслышке знакомы подобные состояния.
Но главное – ты встречаешь так необходимые тебе принятие и прощение. Да, ты имеешь полное право быть таким, какой ты есть сейчас, и переживать те трудности, которые переживаешь. Ты никому здесь не обязан быть сильным, смелым, заботливым, умелым, успешным, состоятельным и состоявшимся. Ты не обязан здесь быть здоровым и жизнерадостным. Ты можешь быть самим собой. Можешь даже поплакать, если тебе хочется. Все давление, все требования, весь позитивизм и весь перфекционизм внешнего мира остаются за дверью. Здесь можно наконец-то расслабиться и отдохнуть.
Рассказывая свою историю сочувствующему тебе человеку, ты словно физически передаешь ему часть груза забот и тревог, давящего на твои плечи. Человек же, слушающий тебя, своим пониманием начинает принимать активное участие в твоей жизни – он словно берет в одну руку вторую ручку от твоей ноши. Так работает эмпатия. А если таких людей несколько? Твоя ноша облегчается многократно.
Слушая истории других участников, ты понимаешь, что ты не один в этом мире, кто испытывает подобные состояния и думает подобные мысли. К тебе возвращается спасительная уверенность в том, что ты еще не окончательно сошел с ума и есть надежда на восстановление. Сравнивая переживаемое, ты вдруг осознаешь, что твоя ситуация далеко не самая тяжкая и не самая безвыходная, как тебе до сих пор казалось; кто-то – вот он, сидящий рядом, — обязательно переживает еще большие трудности, его страхи сильнее, здоровье хуже, денег меньше, а родственнички еще паршивее. И одно это осознание, как ни странно, способно придать сил и улучшить настроение. И дело тут совсем не в злорадстве, а в реальности относительности добра и зла и человеческих отношений. Ну, если уж он не сдается, если уж у него получается выбираться из тааакой ямы, то уж я-то уж как-нибудь из своей-то выберусь…
Настроенный на одну доброжелательную волну, эгрегор (энергоинформационное поле) группы как бы вбирает в себя поле каждого из своих участников и стабилизирует его, приводит в единое равновесие. Биохимики наверняка скоро расскажут нам более подробно о зависимости количества вырабатываемых серотонинов-дофаминов от качества эмпативного взаимодействия. Ну, если проявления эмпатии зависят от гормонального фона, то почему не может наблюдаться обратного влияния? Сбалансированная группа реально действует как релаксант, как успокоительное. Некоторые участники говорили о том, что даже после первой беседы они почувствовали хотя бы на какое-то время спокойствие и уверенность, которые давно покинули их в депрессии; некоторые говорили, что впервые за долгое время им удалось «почти нормально» поспать.
Опыт, сын ошибок трудных… Каждый из нас, переживая те или иные жизненные перипетии, в поисках ответов на свои вопросы часто вынужден изобретать самовар заново, искать информацию, перерывать литературу, платить за консультации. В группе народ готов безвозмездно поделиться уже нажитыми опытом и знаниями, тебе лишь останется выбрать подходящие для тебя методики. Сегмент поиска значительно сужается, а время сокращается, что приводит к многократной экономии сил.
Таким образом, группа начинает вырабатывать некое общее для нее, апробированное конкретным практическим опытом, знание, которое она потом «оставляет в наследство» новеньким. Налаживается естественная связь поколений: старшие неназидательно передают свой опыт младшим, а младшие без противления его воспринимают. При этом первые утверждаются в сделанных выводах и принятых решениях, обогащаясь еще большей уверенностью в себе, а вторые – обретают старших товарищей и ориентир для подражания, получая так не хватавшие им силы для начала действий.
И человек, открыто говорящий сам и внимательно слушающий других, сначала внутри себя, часто незаметно для окружающих, а потом и вовне начинает «выздоравливать», приводя к своему индивидуальному равновесию свои чувства, мысли, поступки, жизнь. И который год мы в нашей группе наблюдаем медленное чудо возвращения к жизни – к тем самым радости и уверенности – людей, которые однажды оказались на самом дне черной ямы депрессии и вот потихонечку теперь из нее выкарабкиваются…
Некоторые теории преодоления депрессивных состояний (в том числе Школа депрессии Финляндского Общества психического здоровья) сходятся во мнении, что часто депрессию, особенно легкие ее формы, можно преодолеть при помощи только разговорной психотерапии без употребления лекарств-антидепрессантов. И как жаль, что даже в благополучной Финляндии не хватает ресурсов именно на эту работу, антидепрессанты же выписываются врачами с удивительной легкостью, но человек при этом остается запертым в своем одиночестве. Поэтому работа группы поддержки становится особенно важной в ситуации социального одиночества и невозможности получить разговорную психотерапию из доступных источников. К примеру, в условиях жизни русскоязычных иммигрантов в Финляндии на данный момент наша группа, по сути, единственная возможность поговорить о своих проблемах на русском языке вне семьи доверительно и бесплатно. Большинство участников группы подтверждают, что группа – единственное место, где они могут поговорить и где их слушают. Именно это, как оказывается, и лечит.
Ольга Юнтунен

2 комментария к “Сочувствие: что на самом деле лечит в группе поддержки?

  1. Супер! Низкий поклон Вам, Ольга, за такую возможность и за Вашу деятельность ????????????????????

    1. Спасибо, Оксана! Стараемся по мере сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *