Здравствуйте, уважаемые, не знаю, как правильно обратиться к вам: эксперты, исследователи, энтузиасты…короче, Люди доброй воли, занимающиеся депрессией!
Я — старая переводчица. Живу в Хельсинки Бог знает сколько лет: самой страшно вспомнить! Из русских переселенцев, но в России, по сути, не существовавшая. В глубоком младенчестве была перевезена на финскую землю, так в нее и вросла. К себе по ходу повествования буду возвращаться, но беспокойство мое, вопросы и само обращение к вам связаны совсем с другим человеком. По сравнению со мной это довольно молодая женщина, где-то за сорок, — коренная русская, красавица-сибирячка. Лет пять тому назад она вышла замуж за финна и с тех пор живет здесь же, в Хельсинки, совсем недалеко от меня. Что же нас, собственно, связывает?
Танечка все эти годы благородно ухаживает за мной, немощной старухой. Она любит мужа и, по всей видимости, живет с ним неплохо. Но…всегда и все начинается с этого пресловутого «но!» Она постоянно тоскует. Иногда я расспрашиваю ее, иногда что-то прорывается у нее самой (при всей ее природной сдержанности), но складывается впечатление, что у Танечки хроническая непроходящая тоска по Родине. Она, словно облаком, окутана этой тоской с ног до головы: ее прекрасные серые глаза всегда до краев наполнены грустью, чуть-чуть и перельется через край; все движения ее скованы и как-то замедлены, даже интонации голоса вечно минорные. Что это? Ностальгия? Сплин? Депрессия? Пожалуйста, все симптомы налицо…
В свое время, будучи уже успешной молодой переводчицей, я вышла замуж тоже за финна, родила сына. И все было бы хорошо, если я достаточно быстро не поняла бы, какие мы разные. То есть не просто мы, два человека, он и я, мужчина и женщина, — это было бы скорей нормально, естественно. А всю глубинную непохожесть нашу я увидела в каком-то бесконечном различии финского и русского характеров, финского и русского менталитета. Повторю, что я не росла в советской России, я просто была русская по своим корням, по своим предкам, и при этом жила и вырастала в Финляндии, впитывая и дух, и образ финской жизни, и, конечно, финский язык. Но, увы и ах! С моим финским мужем мы не понимали друг друга на каком-то странном, чуть ли не на метафизическом уровне, словно он был с одной планеты, а я с другой. Конечно, последовал развод…
Воспитанием сына занимались бабушки с обеих сторон, но больше с финской, потому что моя мама всегда была слабенькой и много болела. Я же не прекращала свою активную переводческую деятельность, состоящую из бесконечных поездок по стране и за ее пределы. Ничего, казалось бы, не изменилось, но… изменилось все! В мою душу проник червь одиночества и глубокой тоски и стал подтачивать ее с тех самых пор, как я осталась одна. Из жизнерадостного веселого человека я превратилась в скорбное и унылое существо, хотя природные артистические данные позволяли мне не показывать это на людях, особенно на работе. Конечно, мне не хватало близких людей, хотя была жива мама, водились друзья, называвшие себя близкими; сын, правда, совсем уже финский молодой человек… Случались и непродолжительные романы. А тоска и горечь одиночества меня не покидали! Может быть, не доставало настоящей душевной близости, когда не надо было многих, а достаточно только одного (или даже одной), но подлинного друга или подруги. Не такого, который в беде или по какому-то другому поводу появляется в твоей жизни (не спорю, это тоже хорошо)… А такого, который ежедневно вспоминает тебя, интересуется твоим настроением, тем, что у тебя на душе, и приходит просто для того, чтобы побыть рядом. Понимаю, что это редкость. И не всем она выпадает. Во всяком случае, со мной этого не произошло.
Вот и несу свою тоску и свое одиночество до сих пор, до глубокой старости. Точнее сказать, уже не несу, а влачу, как и все свое существование… Спасибо Танечке, без нее не знаю, что и делала бы. Большую часть времени сейчас я сплю. Научилась как-то быстро, при первом же прикосновении к подушке, погружаться в сон. Будь то ночь, будь то день. И мгновенно включаюсь в просмотр не оставляющих меня сновидений. Как в кино! Уж не знаю, как это получается, но я постоянно вижу яркие интересные сны, события которых меня чрезвычайно увлекают. Но это уже другая история…
Танечка приходит и будит меня. Сначала я бываю не довольна и долго не могу понять, в чем дело. Но потом успокаиваюсь и даже наслаждаюсь нашим общением. После всех необходимых гигиенических и прочих процедур, отнимающих у нас немало времени, Танечка садится за компьютер (подарок моего сына) и читает вашу страничку. Нас обеих заинтересовало создание в Хельсинки подобной группы по борьбе с депрессией. С ней нужно, просто необходимо бороться, чтобы не проросли в сознании (как в моем случае) глубоко депрессивные плоды с их горьким вкусом и безысходностью. Это действительно актуально и очень нужно многим людям сегодня. Я опять о своей Танечке беспокоюсь, ей жить и жить бы, а она в тоске и печали, как в башне, замурована.
У вас хорошие и правильные слова насчет ответственности за близких и многое другое. Но от всего от этого, простите мне, старухе, веет время от времени этакой восторженной патетикой! Жизнь-то часто проще и грубее. И все те, с кем вы душевно связаны, уходят и уходят… По самым разным причинам: вырастают, уезжают, предают, умирают и т.д, и т.п. А ты остаешься, и тоскуешь, и впадаешь в депрессию, и не хочешь жить. И тебе ни до лозунгов, ни до какой-то умной правды, вообще ни до чего! Особенно, когда тебе много-много лет… Но вот, Танечка, она такая молодая, такая сердечная, такая заботливая! И… невероятно одинокая (несмотря на доброго мужа!)… Я бы сказала, катастрофически одинокая и страдающая душа! Сердце разрывается, глядя на нее… Понимаю, что решение проблемы не лежит на поверхности, здесь рядом. Возможно, в философском смысле, вообще нет решения проблемы Одиночества. Человек появляется на свет в полном одиночестве и уходит с этого света в таком же одиночестве… И ничего тут не попишешь!
Но может быть, вы меня поправите? Чего только не наизобретала современная
наука! Вдруг и от одиночества что-то изобрела, а я по старости ничего об этом не знаю.
Поделитесь, уважаемая Ольга, своими знаниями. А мы с Танечкой будем всегда
с интересом открывать вашу страничку и ждать новых материалов. И последнее.
Примите нас заочно в вашу замечательную ДА-группу. Спасибо!
Н.А. (95 лет).
Здравствуйте, дорогая Н.А.
Спасибо Вам за чудесное письмо, которое, с одной стороны, наполнено печалью, страданием и одиночеством, а с другой – теплом, нежностью, мудростью и заботой, и все это превращает эти строки в чудо любви к человеку, и мы понимаем, что то самое пресловутое социальное одиночество уже преодолено. У вас есть человек, который любит и заботится о вас и которого любите и о котором заботитесь вы – вам с Татьяной осталось лишь это увидеть и сполна насладиться общением друг с другом.
Экзистенциальное же одиночество, которое Вы прозорливо называете «философским» и которое имманентно свойственно каждому человеку в силу наличия в нем уникальной неповторимой индивидуальности, к сожалению или к счастью, будет сопровождать нас всю жизнь. Но сжимает оно свои кольца наиболее сильно в моменты больших душевных потрясений, кризисов, потерь, какими, конечно же, по праву являются разлука с родиной, социальное одиночество, невозможность реализации своих желаний и возможностей и другие проблемы человеческой жизни. Общение же с близкими, любимыми людьми, единомышленниками – то, что помогает нам разомкнуть эти кольца или, по крайней мере, ослабить их давление.
Найти «своих», родных людей не по крови, а по духу – эту задачу человек часто решает на протяжении всей своей жизни. И переживание настоящего счастья начинается тогда, когда они находятся. Они могут явиться в различны ипостасях – супруги, члены семьи, друзья, коллеги, подопечные. Но, к сожалению, путь к их нахождению может быть очень длинен, труден, полон ошибок и разочарований. И к еще большему сожалению, некоторым из нас так и не удается их найти. Но, как мы говорим, надежда умирает последней. Стучитесь, и отворят вам. Ищите и, возможно, ваши усилия будут вознаграждены. И Вы все это тонко и мудро описываете в своем письме.
Все, что с Вами сейчас происходит, — все это вписывается в симптоматику депрессии: и тяжесть одиночества, и апатия, и любовь ко сну, и яркие сновидения.
Да, мы, скорее, энтузиасты, и наш энтузиазм, к сожалению, вызван сходными с Вашими и Вашей подруги переживаниями. Но сейчас мы нашли друг друга и пытаемся друг дружке помочь, а также тем, кто отважится сделать такой же шаг навстречу другим людям, себе, жизни. Наш энтузиазм подкреплен верой в то, что все наши трудности так или иначе преодолимы, для чего нужны знания и поддержка других, возможно, более опытных и сильных людей.
А восторженная патетика, которую вы слышите в словах на сайте, — это лишь эхо наших, кажется, уже несбыточных надежд. Без эха этой патетики не обходится никакой разговор о лелеемых нами мечтах и идеалах. Жизнь, реальная жизнь, какою мы живем, — Вы совершенно правы – жестче и грубее наших мечтаний и идеалов, но именно поэтому она часто вызывает в нас те самые мучительные переживания, называемые депрессией. И кто, позвольте спросить, в ответе за то, что наши повседневные будни далеки от наших идеалов? Именно поэтому мы пытаемся к ним вернуться; поначалу на словах, в обсуждениях, а потом потихоньку возвращая их в нашу физическую реальную жизнь.
И если оставить в стороне патетические лозунги и перейти к грубой жизни, одно из решений проблем – прийти к нам в группу, и Татьяна может это сделать в любой из удобных ей вторников. И я уверена, что мои коллеги – мы вместе – с удовольствием как-нибудь навестим и Вас, уважаемая Н.А., у Вас дома, если Вы окажете нам честь пригласить нас на чашечку чая, и, возможно, чуть-чуть сможем скрасить Ваше одиночество. Знаниями же, мыслями, опытом мы будем продолжать делиться на сайте группы. Скоро на нем должны появиться видеоролики, которые мы планируем записывать по итогам наших встреч и разговоров, а также появится возможность участвовать в форуме, т.е. виртуально беседовать с другими участниками группы. Также в ближайшее время мы откроем возможность регистрации на сайте по адресу электронной почты, и посетители смогут оставлять свои комментарии к публикуемым материалам.
Я надеюсь, что хотя бы частично ответила на Ваше письмо, дорогая Н.А. Дальнейшие ответы будут появляться по ходу работы группы на сайте. Ждем Татьяну к нам, а от Вас приглашения в гости.
С уважением, благодарностью и надеждой на лучшее, Ольга Юнтунен.
P.s. С Вашего позволения мы опубликуем эти два письма с заменой имен на нашем сайте в разделе Переписка, потому что знаем, что каждая подобная история может возродить надежду в чьей-то измученной душе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *