В рубрики Стати о депрессии
и Домашние задания
Если у чего-то есть относительное качество, то это качество можно не только сравнить с качеством аналогичного явления, но и определенными осознанными или неосознанными действиями либо усилить, либо ослабить его образующие свойства. Поспорим?
Жизнь любого хомо сапиенса — в большинстве своём продукт его личной или коллективной сапиенсовой деятельности. Осознанное или не слишком, но следствие его выбора или невыбора, действия или отсутствие оного, что тоже неким образом действие. То есть результат реального повседневного поведения, которое есть прямое, мгновенное или не очень, следствие переживаемых чувств и передумываемых мыслей. Так?
Качество жизни можно оценить не только на субъективном уровне «нравится – не нравится», «вкусно – противно», этот критерий, как мы знаем, обобщить можно пословицей «кому арбуз, а кому свиной хрящик», но оно, качество жизни, поддается вполне объективному измерению по определенным критериям, по которым его отслеживают всевозможные социологические службы. Здоровье, самоощущение, уровень образования и доходов, условия жизни и самореализации. Здоров ли, то есть отсутствуют ли болезни? Как себя чувствуешь в целом – хорошо или что-то беспокоит? Как и где живешь – удовлетворены ли базовые потребности, какие они там у тебя есть? Реализуются ли твои планы, мечты, надежды – получается или не очень?
Что влияет на формирование чувств, мыслей и поведения и на способность к их анализу? Факторы внешние и внутренние – те, на которые я могу повлиять и на которые не могу. Как и на все поведение в целом. На самом деле, эти факторы не так-то просто классифицировать на внешние и внутренние. Могу ли я повлиять на свое воспитание и в какой степени, кто и что на него вообще влияет? А на фактор рождения – генетику, биохимию организма, социум, родителей? Выясняется, что тут возможна определенная эпигенетическая работа, способная изменить даже первоначальный темперамент, например, при помощи диет и химических препаратов. Про гены потомков уж не говорю: да, я в силах оздоровить свои последующие поколения. Влияю ли я на окружающих? Могу ли, допустим, изменить детей или супруга? И живя в тоталитарной стране или находясь в тюрьме – определенно внешний фактор, – я могу значительным образом влиять на качество своих эмоций и поведения, а значит, качество жизни.
Для фиксации происходящего давно изобрели наглядную методику под названием «Круг жизни» или «Колесо баланса». Рисуем круг, делим его на сегменты, соответствующие областям нашей индивидуальной жизни или нашего идеального представления о ней – каждый будет сам решать, на какие составляющие делится его жизнь, и пытаемся в процентах оценить (заштриховать сегмент), насколько мы удовлетворены происходящим с нами на этом участке (картинка — не инструкция, а наглядный пример).
В качестве примера перечислю свои: здоровье (физическое, психическое, ментальное), семья-дом, друзья-общение, работа-творчество (коих несколько разных), увлечения-хобби, самопознание-самообразование-самореализация, благотворительность. У каждого список пунктов будет свой в зависимости от склонностей и приоритетов. И есть смысл отдельно подумать над тем, почему и зачем в нем присутствует или отсутствует что-либо и что из этого следует? Почему в списке всего лишь два пункта – не ограничен ли ты, или двадцать два – не разбрасываешься ли? Есть ли у тебя ответы на эти вопросы?
Диаграмма может получиться относительно ровной, высокой или низкой, могут наблюдаться пики и провалы. Рекомендация традиционной методики проста: выбрать какое-то направление (например, самое актуальное на сегодня или самое легкое и приятное), максимально всесторонне его проанализировать, разработать план коррекции и, предпринимая необходимые усилия, потихоньку начать увеличивать процент удовлетворенности тем, что происходит. Таким образом, можно и нужно проработать со временем все участки, попутно добавив недостающие или убрав лишние. При этом мы понимаем, что если задвигать наиболее значимые вещи в дальний угол надолго, то ремонт черепицы, конечно, временно освежит наше строение, но оно рискует в любой момент рухнуть, коли фундамент провален. Выражаясь менее метафорично, если у тебя беда со здоровьем, тебе вряд ли сильно помогут путешествия и вязание. В качестве психотерапевтического средства – пожалуй, но как средство излечения – скорее, нет.
Понятно, что общее качество жизни будет зависеть от общего баланса в этой диаграмме, а значит, придется поработать над всеми проблемами, тянущими график вниз, и сначала попытаться выровнять его, а потом уже повысить до возможного максимума, стараясь делать это опять же равномерно. Значимое проседание любого компонента ведет к сильной фрустрации, то есть опять к понижающей общее качество неудовлетворенности, ибо стресс, кортизол, надпочечники и все опять по кругу.
И да, каждый сам кузнец своего качества. Области личных компетенции, влияния и ответственности. Тенденцию перекладывать ответственность на родителей, социум, травму, чтобы избавиться от гнетущего чувства вины за собственные косяки, беспомощность и бездействие, нельзя назвать здоровой. В каком-то смысле она гуманистическая, как возможность увидеть часть причин того, что в тебе и с тобой происходит, и разделить ту самую ответственность, но она же может и развратить тебя в стремлении все списать со своих счетов, заняться поиском виноватых и компенсаций за свои беды. Человек быстро научается оправдываться и перекладывать ответственность на предков и угнетателей и сам становятся манипулятором и душегубом. Травма не перерабатывается, а закрепляется. Рутинное поведение к лучшему не меняется. Мало того, последние общественные движения показали, что травма легко придумывается там, где ее не было, именно в манипуляционных целях. И хорошо, если человек вполне осознает, что манипулирует, а если начинает искренне болеть своими фантазиями, то есть сам в себе взращивает болезнь?
Следует быть аккуратным с эмоциями, испытываемыми по тому или иному поводу – как с эйфорическими, так и с негативными. Ни те, ни другие не должны уводить от общего понимания целостности картины и необходимости трезвой оценки всех сторон жизни. Феерические успехи в одном поле не должны приводить к пренебрежению другим, это ведет к неизбежным разочарованиям. Так же как даже большие неудачи в чем-то не должны вести к глобальным выводам о неудавшейся жизни в целом и отказу от остальных достижений и людей, присутствующих в вашей жизни. Никто не запрещает заливать алкоголем потерю работы или еще какую утрату, если тебе от этого становится легче, но как взрослый и ответственный человек (ты же взрослый и ответственный или как?) ты понимаешь, что, во-первых, проблема так не решается, а во-вторых, вслед за алкоголизмом рушатся здоровье, семья и весь остальной график ползет книзу. Так кто виноват в происходящем? Не уволивший тебя работодатель, не жена, не готовая мириться, и не покинувший тебя бог, ибо он как раз не может никого покинуть априори, являясь имманентной частью всего и всех (к счастью, вопросы богословия выходят далеко за рамки данной заметки). Не они сидят в комнате с опущенными шторами и опорожняют бутылку за бутылкой или лежат под одеялом и не могут подняться.
А может, иногда ситуация складывается так, что необходимо на какое-то время сознательно отказаться от какого-то поприща в пользу другого, более актуального в этот момент? Например, взять отпуск на работе, чтобы заняться здоровьем ребенка, или отказаться от общения, изолироваться, чтобы дописать диссертацию? Сэкономить на отпуске, чтобы сделать ремонт или наоборот? Сделаешь ты это спокойно, принимая и осознавая необходимость и плюсы-минусы своего выбора, или впадешь в истерику отрицаний, обвинений и самосожалений: почему я, за что? Но если, допустим, твоя работа отнимает чрезмерно большое количество ресурсов и так долго, что начинают серьезно страдать здоровье, семья, отношения? Стоит ли такое качество твоей карьеры качественных, иногда безвозвратных, потерь других звеньев цепи?
Таким образом, речь идет о сознательном целенаправленном влиянии и действии с целью повышения среднего качества твоей жизни. Так мы только этим и занимаемся, ты что, не видишь? – скажешь ты. Лечусь, завожу семьи, учусь, строю карьеру, хожу на йогу и в театры. И правда, чего это я тут распинаюсь, ты и сам все знаешь. Но у меня все еще нет ответа на сократовский вопрос «Почему человек, зная, как он должен поступить, поступает наоборот?» Ну, ладно, когда не знает, как надо, а когда знает? По крайней мере, уж точно в большинстве своем знает, как не надо, а все равно делает, будто себе назло.
Давеча попался мне на глаза сериал «Я знаю, что это правда» с блестящим Марком Руффало в роли эдакого современного Иова-тридцать три несчастья. Сначала вроде даже включилась, поддалась на киношные манипуляции, начала сопереживать, но потом, когда поняла, что подавляющее большинство заключений Доменика (так зовут героя) прямое следствие его нездорового образа жизни и мышления, он буквально все делает в ущерб себе и другим, стало даже как-то противно. И не дурак вроде. Тем более, глупо. При этом все вокруг его уговаривают, что он ни в чем не виноват. Даже эмпативный соцработник, одновременно говоря, что проблема Доменика в его заносчивости. Как это не виноват? А вот, вот и вот! Вы, граждане, либо сами ничего не понимаете, либо врете. И только тогда, когда парень сам начал понимать свою личную роль во всем происходящем и свою личную ответственность, менять свое отношение и поведение, забрезжил свет в конце мученического тоннеля. И тут, как всегда, конец кино. Но не истории. Одна из загвоздок аналитического подхода – он ограничен во времени относительно кратким промежутком, а цепь событий причин и следствий бесконечна. Интересно было бы посмотреть, надолго ли хватит геройских озарений. И ни бог, ни дьявол, ни америка тут совершенно не при чем, да и загадочный итальянский дедушка, как и – осторожно, спойлер! — исчезнувший отец-индеец, тоже косвенно. В основном, твоя голова и твое поведение.
Так почему же нельзя построить коммунизм в отдельно взятой комнате или в отдельно взятом сегменте круга? Из отдельных качеств складывается общее качество. Из отдельных иммунитетов – популяционный иммунитет, из отдельных благосостояний – национальное благосостояние, из отдельных ощущений счастья – коллективное. И как нам вещают социологи, это эволюционно так или иначе происходит повсеместно. Поэтому и насильственных преступлений становится меньше: чего насильничать, если все вокруг идет ничего себе? Но все же, как часто мы смотрим и думаем дальше своего эгоистического носа? Как повлияет моя сиюминутная истерика или прихоть на будущее качество жизни, ладно, моей деревни, хотя бы моих детей? Вот Далай-лама не устает об этом твердить – о сострадании и непричинении зла, но слышат ли его многомиллионные слушатели?
Так о чем это я? Предлагаю проводить регулярный аудит жизненных разделов: что было, почему так было, что надо сделать, чтобы стало лучше, что я сделал, как теперь стало и что нужно сделать дальше. Плюс задача в том, чтобы связать качество жизни, как личное, так и общественное, с личной индивидуальной ответственностью. Но я по каким-то причинам (я даже догадываюсь, по каким) мечтаю о том, что мое благополучие преподнесет мне добрая фея или гуманист-политик, но на блюдечке с голубой каемочкой и при нуле моих усилий. С какого, простите, панталыку? А истина, что от моего поведения зависит не только моя жизнь, но и жизнь многих, как-то все ускользает. Вот именно, спасешься сам, спасутся тысячи, это об этом – о качестве жизни. И поэтому постоянный вопрос: каким образом это конкретное действие влияет на мое качество жизни и на качество жизни окружающих? Каким образом моя нереакция на истерику ребенка влияет на выработку гормонов его надпочечниками?
Роберт Дилтс, к слову, предлагает свой вариант опросника, который легко подходит для анализа и каждого из жизненных сегментов.
И когда меня посещают сомнения по поводу эффективности моей работы, я среди прочего размышляю о том, что пусть не намного, но все же повышаю качество жизни не только отдельного ребенка или взрослого, но семьи в целом, а значит, и общества. Патетически? Ничего, зато помогает.
Ольга Юнтунен